01.09.2020
01.09.2020
Рекомендации психолога по сопровождению детей с ОВЗ в общеобразовательном
учреждении
В соответствии с новым
Федеральным государственным образовательным стандартом дети с особыми
образовательными потребностями могут посещать любое дошкольное образовательное
учреждение. Тенденция современного образования идет к инклюзии, то есть не
просто к включению детей с ОВЗ в общество, но и адаптации среды к таким детям.
Цель инклюзии в дошкольном образовательном учреждении - как можно раньше
обеспечить адаптацию ребенка в обществе, социализировать его. Но при этом
другая сторона медали такова, что не все родители и педагоги готовы к тому, что
особый ребенок будет обучаться и воспитываться в группе с нормально
развивающимися детьми.
Тем не менее статистика
неутешительная, с каждым годом детей с особыми образовательными потребностями
становится все больше.
К детям с ОВЗ относятся
дети:
с нарушением зрения;
с нарушением слуха;
с нарушениями речи;
с интеллектуальными
нарушениями (от ЗПР до тяжелой умственной отсталости);
с ДЦП и двигательными
нарушениями;
с нарушениями
эмоционально-волевой сферы;
со сложными дефектами
развития.
Также не стоит забывать и о
детях с нарушениями поведения и неустановленными диагнозами, которым также
необходим особый подход со стороны педагогов и специалистов.
Рекомендации
педагога-психолога для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ
Часто педагоги испытывают
страх и неуверенность в своих силах, когда в общеобразовательную группу впервые
приходит "особый" ребенок. Это вполне оправданно, ведь такому ребенку
требуется больше внимания и создание специальных условий для обучения и
развития. А как же остальные дети? И тут в голову педагогу приходит мысль о
том, чтобы отправить ребенка в другую группу или в специализированный детский
сад, ведь "там ему будет лучше". Они всячески убеждают в этом
родителей, администрацию, обращаются к специалистам, с требованием выдать
направления на комиссию и т.д.
В первую очередь педагог
должен знать, что родители сами вправе решать где будет обучаться и воспитываться их ребенок. И
если они выбирают общеобразовательную группу, значит для них важно не только
специальное обучение и развитие ребенка (которое, кстати говоря, можно получить
и дополнительно в развивающих центрах), но и общение с другими детьми и
родителями. Они хотят быть наравне со всеми, хотят чтобы их "особого"
малыша принимали и понимали также, как и других детей, чтобы он жил и
развивался в обществе. И главная роль в этом, конечно же принадлежит педагогу.
Педагог должен внутренне
принять такого ребенка, ведь от этого зависит то, как малыша будут воспринимать
другие ребята, как отнесутся к появлению ребенка с ОВЗ в группе родители
нормально развивающихся детей.
В работе с
ребенком с ОВЗ педагогу следует учитывать следующие особенности:
Как правило родители
"особых" детей готовы к сотрудничеству и взаимодействию с педагогом.
Очень важно уже в самом начале обсуждать возникающие проблемы и искать совместные
пути их решения. Следует узнать у родителей
особенности характера, интересы и предпочтения ребенка. Опираясь на данные,
полученные от родителей, педагог может более эффективно строить свою работу с
ребенком в условиях детского сада. Важно вести с родителями конструктивный
диалог, не оценивать высказывания, а стараться узнать как можно больше важного
и полезного о ребенке.
Другой важный момент во
взаимодействии с ребенком с ОВЗ - это опора на его сильные стороны. Не стоит
видеть в малыше лишь отрицательные черты - это приведет к негативным эмоциям,
которые не способствуют развитию малыша и никак не изменят ситуацию к лучшему.
Правильней будет сосредоточиться на успехах и достижениях ребенка, пусть
небольших, но очень важных для него. Для ребенка с ОВЗ очень важно
постоянное поощрение за малейшие успехи - это развивает в нем веру в
собственные силы и возможности.
Следует помнить о том, что
детям с ОВЗ необходимы другие методы и способы подачи информации. Зачастую
им требуется больше времени для принятия инструкции взрослого и выполнения
заданий, чем другим детям.
Педагог ни в
коем случае не должен сравнивать "особого" ребенка с другими детьми,
ведь его развитие идет другим, собственным путем.
Таким образом, ребенок с ОВЗ
в общеобразовательном учреждении сталкивается с множеством трудностей, ему
обязательно требуется помощь, поддержка и понимание терпеливого взрослого. И
если этим взрослым будет педагог, то можно с уверенностью сказать, что малыш и
его родители не останутся один на один со своей проблемой, а сделают еще один
важный шаг на пути к гармоничному развитию ребенка.