Аннотация к учебному курсу внеурочной деятельности «Игры народов мира» Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: Рабочая программа курса внеурочной соответствии с : деятельности «Игры народов мира» разработана в - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.12г.; - Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России № 373 от 06.10.2009г. (в редакции от 11.12.2020г.); - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Министерства просвещения РФ № 115 от 22.03.2021г.; - Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20); - Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685- 21); - Письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания детей имолодежиМинистерстваобразованияинаукиРФот18.08.2017 №09-1672«Методические рекомендации и по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности». - ООП НОО МБОУ Волошинская СОШ (Утверждена приказом №112 от 17.06.2023г) - Положением о рабочих программах курсов внеурочной деятельности МБОУ Волошинская СОШ. Актуальность курса Актуальность разработки программы курса обусловлена требованиями ФГОС НОО к реализации основной образовательной программы НОО через урочную и внеурочную деятельность, одним из направлений которой является спортивно-оздоровительное направление. Данное направление соответствует требованиям и задачам стандарта по физической культуре в общеобразовательной школе, так как направлено на выполнение учебных нормативов образовательной программы. Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия Программа предназначена для детей 6–10 лет. Цели и задачи реализации программы Цель: создание условий для развития личности, культурного, творческого и физического потенциала ребенка средствами игр народов мира через включения детей в совместную деятельность. Задачи: обучающие - развитие мотивации к деятельности, связанной с хранением, отбором и систематизацией ценностей культуры – игр и устного народного творчества разных народов, а также мотивации к изучению истории, мировой художественной культуры; - совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм и физическим упражнениям; - формирование общих представлений о режиме двигательной активности, его значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья; - развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга; воспитательные - формирование общественной активности младших школьников; - формирование культуры общения и игрового взаимодействия; - формирование навыков здорового досуга - формирование основ толерантного взаимодействия. - удовлетворение суточной потребности в физической нагрузке; - формирование установок здорового образа жизни; - воспитание и формирование лидерских качеств личности, способной взаимодействовать в команде; - укрепление и развитие дыхательного аппарата и организма детей; развивающие - развитие таких личностных качеств, как активности, самостоятельности, организаторского таланта, культуры речи; - формирование потребности в саморазвитии; - развитие у детей стремления к межнациональному общению. - устранение мышечной скованности; - снятие физической и умственной усталости; - укрепление и развитие дыхательного аппарата и организма детей; - удовлетворение суточной потребности в физической нагрузке. Объём часов, отпущенных на занятия Для реализации рабочей программы внеурочной деятельности «Игры народов мира» учебным планом школы отведено : 2 класс - 34 часа, из расчёта 1 час в неделю. Описание форм подведения итогов реализации программы Подведение итогов реализации программы выражается в применении знаний на практике, через практические занятия, сюжетно – ролевые игры; соревнования; игры. Результаты освоения курса внеурочной деятельности . Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения: - характеризовать действия и поступки, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; - находить ошибки при проведении игр, отбирать способы их исправления; - общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; - обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и игровой деятельности; - организовывать самостоятельную игровую деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места проведения игр; - планировать и распределять нагрузку и отдых в процессе игровой деятельности; - управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; - технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта при использовании их в игровой деятельности. - умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели; - умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; - умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по изучению игр являются следующие умения: - активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; - проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях; - уважительно относиться к культурно-историческому наследию и традициям других народов; - проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей, ответственность за свои действия и поступки; - проявлять устойчивую заинтересованность в сохранении и укреплении здоровья, в здоровом образе жизни; - оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Предметными результатами освоения учащимися программы являются следующие умения: - планировать игры в режиме дня, организовывать отдых и досуг; - излагать факты истории возникновения игр, характеризовать их роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью; - представлять игру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; - оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при организации и проведении игр, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; - организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; - бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения игр; - организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью; - характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время игр; - взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; - в доступной форме объяснять правила выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; - подавать команды, вести подсчет при организации и проведении игр; - применять в игровой деятельности технические действия из базовых видов спорта. Ожидаемые результаты В сфере личностных универсальных учебных действий учащиеся научатся: воспринимать мир как единое и целое при разнообразии культур, национальностей, религий; уважать истории и культуры каждого народа; ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; воспринимать этические чувства (стыда, вины, совести) как регуляторы морального поведения. структурировать знания; выбирать наиболее эффективные способы действий в зависимости от конкретных условий; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определять цели, функции участников, способы взаимодействия; разрешать конфликты – выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решения в его реализации; управлять поведением партнёра – контролировать, корректировать, оценивать его действия; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. планировать – определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий; прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик; контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; корректировать – вносить необходимые дополнения и корректировки в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; вносить изменения в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; оценивать – выделять и осознавать обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения; оценивать результат работы; мобилизовать силы и энергию для волевого усилия и преодоления препятствий. Ученики получат возможность научиться характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; организовывать самостоятельную деятельность с учѐтом требований еѐ безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Формы подведения итогов работы В конце года проводится конкурс, в результате которого успешные ученики награждаются грамотами. Способами оценки результативности являются: 1. Результаты участия в конкурсах, учебных турнирах и соревнованиях. 2. Индивидуальные беседы с детьми. Содержание курса внеурочной деятельности 2 класс Содержание курса Вводное занятие Русские народные и казачьи игры Игра: «Горелки». Игры: « Коршун и наседка», «Пятнашки». Правила игрока. Игры: «Гуси», «Большой мяч». Игры: «Гонка мяча», «Молчанка». Составление картотеки. Игры народов Сибири и Дальнего Востока Игры: «Борьба на палке», «Куропатки и охотники». Игры: «Здравствуй, догони!», «Ручейки и озера». Игры: «Рыбаки и рыбки», «Смелые ребята». Игры: «Охота на куропаток», «Успей поймать». Составление картотеки. Игры народов Коми, Бурятии, Карелии Игры народов Коми, Бурятии, Карелии. Игра: «Ищем палочку». Игры: «Палочка – стукалочка», «Достань шапку», «Я есть!» Игры :«Биляши», «Мяч». Игры: «Стой, олень», «Невод». Составление картотеки. Игры народов Кавказа Игры народов Кавказа. Игра: «Чья шеренга победит?». Игры: «Снятие шапки», « Игра в лягушек». Игры: «Палочка – выручалочка», «День и ночь». Игры: « Земля, вода, воздух, огонь», «Взятие в плен». Составление картотеки. Игры народов Украины, Белоруссии Игры Украины и Белоруссии. Игры: «Колдун», «Мельница» Игры: «Заморозка», «Колечко». Игры: «Гуси летят», «Сосед, подними руку». Игры: «Посадка картошки», «Догони меня». Составление картотеки. Игры народов Прибалтики Особенности игр народов Прибалтики. Игра: «Сторож». Игры: «Кольцо», «Птица без гнезда». Игры: «Цветы», «Утро зайчика» Игры: «Ловля хорька», « Стая уток» Составление картотеки. Игры народов Башкирии Форма организации обучение в ходе теоретических занятий, применение знаний на практике через практические занятия, занятия – путешествия; сюжетно – ролевые; соревнования, игры Вид деятельности игра Особенности игр народов Башкирии. Игра «Волк и ягнята» Игры: «Липкие пеньки», «Табун». Игры: «Чья лошадка быстрее», «Почтальон». Праздник любимых игр. Итоговое занятие Тематическое планирование 2 класс Наименование разделов Вводное занятие Русские народные и казачьи игры Игры народов Сибири и Дальнего Востока Игры народов Коми, Бурятии, Карелии Игры народов Кавказа Общее Содержание воспитательного количество потенциала раздела с учетом часов рабочей программы воспитания Создание в детских 1 объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения Формирование в кружках, 4 секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу Поддержка в детских 5 объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций Вовлечение младших 5 школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах Формирование в кружках, 5 секциях, клубах, студиях и Игры народов Украины, Белоруссии 5 Игры народов Прибалтики 5 Игры народов Башкирии 4 Итоговое занятие 1 итого 35 т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу Вовлечение младших школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах Поддержка в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций Создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения Поддержка в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций Приложение № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Календарно- тематическое планирование 2класс Тема занятия Дата План Факт Вводное занятие 1ч Техника безопасности. Игра: «Горелки». 01.09.2023 Русские народные и казачьи игры. 4 ч Игры: « Коршун и наседка», «Пятнашки». Правила игрока. Игры: «Гуси», «Большой мяч». Игры: «Гонка мяча», «Молчанка». Составление картотеки. 08.09.2023 15.09.2023 22.09.2023 29.09.2023 Игры народов Сибири и Дальнего Востока 5ч Игры: «Здравствуй, догони!», «Ручейки и 06.10.2023 озера». Игры: «Борьба на палке», «Куропатки и 13.10.2023 охотники». Игры: «Охота на куропаток», «Успей 20.10.2023 поймать». Игры: «Рыбаки и рыбки», «Смелые 27.10.2023 ребята». Составление картотеки. 10.11.2023 Игры народов Коми, Бурятии, Карелии 5ч Техника безопасности. Игры народов Коми, Бурятии, Карелии. 17.11. Игра: «Ищем палочку». Игры: «Палочка – стукалочка», «Достань 24.11. шапку», «Я есть!» Игры :«Биляши», «Мяч». 01.12. Игры: «Стой, олень», «Невод». 08.12. Составление картотеки. 15.12. Игры народов Кавказа 5ч 16 17 18 19 20 Техника безопасности Игры народов Кавказа. Игры: «Снятие шапки», « Игра в лягушек» Игры: «Палочка – выручалочка», «День и ночь». Игры: « Земля, вода, воздух, огонь», «Взятие в плен». Составление картотеки. 22.12. 29.12. 12.01. 19.01. 26.01. Примечание 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Игры народов Украины, Белоруссии 5ч Игры Украины и Белоруссии. 02.02. Игры: «Колдун», «Мельница». Игры:«Заморозка», «Колечко». 09.02 Игры: «Гуси летят», «Сосед, подними 16.02. руку». Игры: «Посадка картошки», «Догони 01.03. меня». Составление картотеки. 15.03. Игры народов Прибалтики 5ч Техника безопасности Особенности игр народов Прибалтики. 22.03. Игра: «Сторож». Игры: «Кольцо», «Птица без гнезда». 29.03. Игры: «Цветы», «Утро зайчика». Игры: «Ловля хорька», « Стая уток». 05.04. 12.04. Тема: «Техника безопасности Особенности игр народов Башкирии. 19.04. 31 Игры «Волк и ягнята», «Липкие пеньки». 32 33 34 26.04. Игры народов Башкирии 2ч 03.05. Игры: «Чья лошадка быстрее», «Почтальон». Игра: «Чья шеренга победит?». 17.05. Итоговое занятия 1ч 24.05. Забытые игры. В соответствии с календарным годовым графиком МБОУ Волошинская СОШ на 2022-2023 учебный год календарно-тематическое планирование для 2 класса разработано на 34 часа. Программа будет выполнена путём уплотнения материала.