Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты: Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели занятия; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Предметные результаты: умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий; умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы; умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем; умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы; умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Содержание Общее понятие об этикете. Этикет – составная часть общественного порядка и порядочного человека. Этикет – нравственность, мораль, менталитет. Приветствие. Формы приветствия. Правила рукопожатий и приветствия для мужчин и женщин. Правила обращения. Обращения на «ты», «вы». Обращение старшего к младшему и наоборот. Обращение к незнакомому человеку. Как говорить о человеке в третьем лице. Правила беседы и культуры речи. Умение говорить и слушать собеседника. Тон разговора и манера при ведении беседы. Культура речи. Жаргонизмы и слова – паразиты. Значение чтения для развития речи. Этикет общения по телефону. Правила общения по проводному телефону. Умение пользоваться сотовым телефоном. Деловой разговор. Обращение к разным людям. Формы организации групповая и проблемная работа проблемноценностные дискуссии Виды деятельности познавательная, ролевая, исследовательская краеведческая деятельность, ролевая социально проблемно-ценностное моделирующая общение, социальное творчество игра Мини-проекты познавательная, художественное творчество познавательные беседы, дебаты художественное творчество, социально- ролевая подготовка к конкурсам, проектам, олимпиадам, конференциям (подготовка докладов, мультимедийных презентаций) подготовка к конкурсам, проектам, олимпиадам, конференциям (подготовка докладов, мультимедийных презентаций) ролевая, культурно- деловое общение культурно- деловое общение Тематическое планирование Наименование разделов Общее количество часов Содержание воспитательного потенциала раздела с учетом рабочей программы воспитания Общее понятие об этикете. 4 Приветствие. 3 Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности. Включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия. Правила обращения. 5 Правила беседы и культуры речи. 4 Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Использование воспитательных возможностей содержания занятия через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданскогоповедения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуацийдля обсуждения в классе Культура речи. 5 Побуждение школьников соблюдать общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципыучебной дисциплины и самоорганизации Этикет общения по телефону. 3 Применение интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактическоготеатра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опытведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников команднойработе и взаимодействию с другими детьми Деловой разговор. 11 Включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия. Итого 35 Приложение 1 Календарно – тематическое планирование №п/п Тема занятия Дата план Общее понятие об этикете – 4ч История русского этикета. Повседневный этикет. «От доброго утра до доброй ночи» 3 Этикет визитов и приёмов гостей. 4 Красота чистоты русского языка. Приветствие – 3ч 5 Приветствие в семье. 6 Приветствие в общественных местах и на работе. 7 Приветствие в дружеской атмосфере. Правила обращения – 5 ч. 1 2 06.09 13.09 20.09 27.09 04.10 8 Обращения на «ты», «Вы». 11.10 9 Обращение старшего к младшему и наоборот. 18.10 10 Обращение к незнакомому человеку. 25.11 11 Как говорить о человеке в третьем лице. 12 Дурные привычки при обращении. Правила беседы и культуры речи – 4ч 13 Умение говорить и слушать собеседника. 14 15 16 Тон разговора и манера при ведении беседы. Уместное использование различных пластов лексики при разговоре. Четкость и логичность в речи. 08.11 15.11 22.11 29.11 06.12 13.12 Культура речи – 5ч 17 Культура речи. Жаргонизмы и слова – паразиты. 20.12 18 19 Значение чтения для развития речи. Уроки самовоспитания культуры речи: составление плана самовоспитания. Создание листовок по культуре речи (разработка материалов). Создание листовок по культуре речи. 27.12 10.01 20 21 17.01 24.01 Этикет общения по телефону - 3ч 22 23 Правила общения по проводному телефону. Умение пользоваться сотовым телефоном. 31.01 07.02 Дата факт Примечание 24 Школьный этикет по телефону. 14.02 Деловой разговор – 11ч 25 26 Понятие делового разговора. Стиль общения при деловом разговоре. 21.02 28.02 Обращение к разным людям. 06.03 Правила делового разговора педагога и щкольника. 13.03 Обогащаем лексику делового общения. 20.03 Обогащаем лексику делового общения. 03.04 Ролевые игры как тренинг делового общения. 10.04 Выпуск листовок «Культура речи и деловое общение» 17.04 (разработка материалов). 33 Выпуск листовок «Культура речи и деловое общение». 24.04 34 Выпуск листовок «Культура речи и деловое общение». 08.05 35 Обобщающее занятие. 15.05 В соответствии с календарным годовым графиком МБОУ Волошинская СОШ на2023-2024 учебный год календарно- тематическое планирование для 10 класса разработано на 35 часов. 27 28 29 30 31 32