Функциональная грамотность 5-9

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Метапредметные и предметные
Читательская

Глобальные
компетенции

Естественнонаучная

Финансовая

5 класс
Уровень
узнавания и
понимания

находит
иизвлекает
информацию
изразличныхтекст
ов

находит и
извлекает
информацию из
различных
текстов,
касающуюся

находит
иизвлекает
финансовуюинфо
рмацию
вразличномконтек
сте

6 класс
Уровень
понимания и
применения

применяетизвлече
нную изтекста
информацию для
решения разного
рода проблем

осознает и
понимает
глобальные
проблемы,
осознает
межкультурные
различия,
понимает
важность

находит
иизвлекает
информацию
оестественнона
учных
явленияхв
различном
контексте
объясняет
иописываетест
ественнонаучн
ыеявленияна
основеимеющи
хся
научныхзнаний

7 класс
Уровень
анализа и
синтеза

анализирует
иинтегрируетинф
ормацию,получен
ную из
текста

анализирует
информацию в
финансовом
контексте

8 класс
Уровень
оценки
(рефлексии)
в рамках
предметного
содержания

Оцениваетформу
и
Содержаниетекст
а в рамках
предметногосодер
жания

распознает
иисследует
личные,местны
е,национальны
е,
глобальныеесте
ственнонаучны
епроблемы
вразличномкон
тексте
интерпретируе
т
иоцениваетлич
ные,
местные,нацио
нальные,глобал
ьныеестественн
онаучныепробл
емы в
различномконт
ексте в
рамкахпредмет
ногосодержани
я

анализирует и
критически
оценивает
глобальные
проблемы,
информацию

осознает и
понимает
глобальные
проблемы,
осознает
межкультурные
различия,
понимает
важность
взаимоотношений
с
представителями
других культур

Применяетфинанс
овыезнания для
решенияразного
родапроблем

Оцениваетфинанс
овыепроблемы в
различномконтекс
те

9 класс
Уровень
оценки
(рефлексии)
врамках
метапредметн
ого
содержания

оценивает
форму и
содержание
текста в рамках
метапредметного
содержания

интерпретирует и
оценивает, делает
выводы и строит
прогнозы о
личных, местных,
национальных,
глобальных
проблемах

интерпретируе
ти
оценивает,
делает
выводы и
строит
прогнозы
оличных,
местных,нацио
нальных,глобал
ьныхестествен
нонаучныхпроб
лемах в
различномконт
ексте в
рамкахметапре
дметногосодер
жания

Оцениваетфинанс
овыепроблемы,де
лает
выводы,строитпро
гнозы,предлагает
пути решения

Личностные

5-9
кл
асс
ы

Читательская

Глобальные
компетенции

Естественнонаучная

Финансовая

Оценивает
содержание
прочитанного с
позиции норм морали
и общечеловеческих
ценностей;
формулирует
собственную позицию
по отношению к
прочитанному

Открыт
представителям иных
культур,
взаимодействует
уважительно
(уважение других
культур и
культурных
отличий), способен
сочувствовать,
обладает широтой
взглядов и
ответственностью

Объясняетгражданс
куюпозицию в
конкретныхситуаци
яхобщественной
жизни на
основеестественнон
аучных
знаний с позиции
норм морали
иобщечеловеческих
ценностей

Оцениваетфинанс
овыедействия в
конкретныхситуа
циях спозиции
нормморали и
общечеловечески
х
ценностей, прави
обязанностейгра
жданинастраны

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности
5 класс
Модуль «Глобальные компетенции»
Человек и природа: охрана природы, ответственное отношение к живой природе.
Традиции и обычаи. Многообразие культур и идентификация с определенной культурой.

Семья: роль семьи в жизни общества, демографическая проблема (старение, дети).
Проведение рубежной аттестации.

Модуль «Естественно-научная грамотность»
Звуковые явления. Звуковые явления. Звуки

живой и неживой природы.

Слышимые и неслышимые звуки.
Устройство динамика.
Современные акустические системы.
Шум и его воздействие на человека.
Строение вещества.
Движение и взаимодействие частиц.
Признаки химических реакций. Природные индикаторы.
Вода, уникальность воды.
Углекислый газ в природе и его значение.
Земля и земная кора. Минералы.
Земля, внутреннее строение Земли.
Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Атмосфера Земли.
Проведение рубежной аттестации.

Модуль: «Читательская грамотность»
Читаем,соединяятекстовую и графическую информацию
Пословицы, поговорки как источник информации
Личная ситуация в тексте
Работа с текстом: как выделить основную мысль
Типы текста: текст-описание
Что такое вопрос? Виды вопроса
Типы задач на грамотность
Примеры задач на грамотность

Работа со сплошным текстом

Модуль : «Финансовая грамотность»
Школа финансовых решений
Как появились деньги?
Что могут деньги?
Деньги в разных странах
Деньги настоящие и ненастоящие
Как разумно делать покупки?
Кто такие мошенники?
Личные деньги
Сколько стоит «своё» дело?

6 класс
Модуль: «Читательская грамотность»
«Читаем, различая факты и мнения»
Определение темы и идеи в эпическом произведении
Древнерусская летопись как источник информации
Сопоставление содержания художественных текстов
Работа с текстом
Типы текста: текст-повествование
Типы задач на грамотность
Работа с несплошным текстом

Модуль : «Финансовая грамотность»
Школа финансовых решений
Удивительные факты и истории о деньгах
Откуда берутся деньги
Виды доходов

Собственность и доходы от неё
Социальные выплаты: пенсии, пособия
Как заработать деньги?
Мир профессий
Личные деньги

Модуль : «Глобальные компетенции»
Здоровье: глобальные проблемы и основы здорового образа жизни, продовольственная
проблема.
Права человека как ценность.
Равноправие, противостояние политическому, расовому, гендерному, религиозному и
другим видам неравенства, миграция и беженцы.
Проведение рубежной аттестации.

Модуль : «Естественно-научная грамотность»
Строение вещества.
Тело и
вещество.
Агрегатные состояния вещества. Масса. Измерение массы
тел. Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома.
Тепловые явления.
Тепловые явления. Тепловое расширение тел.
Использование явления теплового расширения для измерения температуры.
Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение.
Земля, Солнечная система и Вселенная.
Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы.
Живая природа.
Царство живой природы.
Проведение рубежной аттестации.

7 класс
Модуль : «Глобальные компетенции»
Основные причины возникновения глобальных проблем.
Человек и природа: мировой океан, изменение климата, дефицит воды,
энергетическая и сырьевая проблема.
Права человека. Образование как ценность и
право.
Проведение рубежной аттестации.

Модуль : «Естественно-научная грамотность»
Структура и свойства вещества.
Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей
и газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.
Механические явления. Силы и движение.
Механическое движение. Инерция
Закон Паскаля. Гидростатический парадокс.
Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов.
Земля, мировой океан.
Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение,
цунами, объяснение их происхождения.
Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной
сферы. Исследование океана. Использование подводныхдронов.
Биологическое разнообразие.
Растения. Генная модификация растений. Внешнее строение дождевого червя, моллюсков,
насекомых.
Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их многообразие. Пресноводные и морские рыбы.
Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц. Многообразие птиц. Перелетные
птицы. Сезонная миграция.
Проведение рубежной аттестации.

Модуль: «Читательская грамотность»
В мире текстов: от этикетки до повести
Определение основной темы и идеи в лирическом произведении
Сопоставление содержания текстов публицистического

стиля.

Общественная ситуация в текстах.
Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию
Типы текстов: текст-объяснение
Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста
Типы задач на грамотность.
Позиционные задачи.

Модуль : «Финансовая грамотность»
Школа финансовых решений
Что такое налоги и почему мы их должны платить?
Виды налогов. Подоходный налог
Что такое государственный бюджет?
Виды социальных пособий.
История возникновения банков.
Вклады:

как

сохранить

и приумножить?

Пластиковая карта- твой банк в кармане.

8 класс
Модуль: Читательская грамотность
Шаг за пределы текста:пробуем действовать»
Учебный текст как источник информации
Деловые ситуации текста
Работа с текстом: как применять информацию из текста

Типы текстов: текст-инструкция
Поиск ошибок в предложенном тексте
Типы задач на грамотность. Информационные задачи
Работа с несплошным текстом: договоры

Модуль : Финансовая грамотность
Основы финансового успеха
Потребление или инвестиции
Как сберечь личный капитал?
Бизнес и его формы
Бизнес-план.Государствои малый бизнес
Молодые предприниматели
Кредит и депозит.
Модуль «Глобальные компетенции»

Что такое «глобальные компетенции»? Структура глобальных компетенций.
Что значит быть глобально компетентным?
Какие знания лежат в основе глобальных компетенций?
Какие события могут изменить жизнь всего человечества?
Перечень глобальных проблем ООН.
Умение распознать глобальное и локальное.
Мыслить глобально и действовать локально.
Что такое мыслить аналитически?
Что такое мыслить критически?
Умение мыслить аналитически и критически.
Знания, умения и отношения между людьми. Основные навыки взаимодействия с людьми

Проведение рубежной аттестации.

Модуль :Естественно-научная грамотность

Структура и свойства вещества (электрические явления).
Занимательное электричество.
Электромагнитные явления. Производство электроэнергии.
Магнетизм и электромагнетизм. Строительство плотин. Гидроэлектростанции.
Экологические риски при строительстве
гидроэлектростанций. Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы.
Биология человека (здоровье, гигиена, питание)
Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность.
Системы жизнедеятельности человека.
Проведение рубежной аттестации

9 класс
Модуль: «Читательская грамотность»
Шаг за пределы текста:пробуем действовать»
Учебный текст как источник информации
Деловые ситуации текста
Работастекстом:какприменять информацию из текста
Типы текстов: текст-инструкция
Поиск ошибок в предложенном тексте
Типы задач на грамотность. Информационные задачи
Работа с несплошным текстом: договоры

Модуль : «Финансовая грамотность»
Основы финансового успеха
Потребление или инвестиции

Как сберечь личный капитал?
Бизнес и его формы
Бизнес-план.Государствои малый бизнес
Молодые предприниматели
Кредит и депозит.

Модуль «Глобальные компетенции»
Определение глобальной компетентности.
Концепция оценки глобальных компетенций.
Организация оценки глобальных компетенций.
Изучение вопросов местного, глобального и межкультурного значения.
Понимание и оценка точки зрения и мировоззрения других.
Участие в открытом, адекватном и эффективном межкультурном взаимодействии.
Знания глобальных проблем.
Межкультурные знания.

Модуль : «Естественно-научная грамотность»
Структура и свойства вещества. На сцену выходит уран. Радиоактивность.
Искусственная радиоактивность.
Химические изменения состояния вещества.
Изменения состояния веществ. Физические явления и химические превращения.
Отличие химических реакций от физических явлений.
Наследственность биологических объектов. Размножение организмов.
Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Закономерности
наследования признаков.
Вид и популяции. Общая характеристика популяции.
Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов.
Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная изменчивости.
Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера.
Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере.
Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального
природопользования.

Основные виды деятельности

- Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом.
- Понимать фактологическую информацию
- Интегрироватьиинтерпретироватьинформацию, представленную в разной форме и в
разныхчастяхтекста.
- Использовать информацию из текста для решения практической задачи
- Выявлять фактологическую информацию (последовательность событий), представленную в разных частях текста.
- Выявление роли визуальных объектовдляпонимания сплошного текста
- Устанавливать взаимосвязимежду текстами.
-Формулироватьнаоснове полученной из текста информации собственную гипотезу,
прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе
информации текста
-Выявлятьианализировать финансовуюинформацию.
-Оцениватьфинансовые проблемы.
-Применятьфинансовые знания.
Формы проведения занятий

-Игры и упражнения, помогающие объединить участников программы
-беседа
-работавгруппах
-планирование работы
-деловая игра
-игра-расследование

-Решение ситуативных и проблемных задач
-Беседа
-Практическая работа
-Работа в группах
-Игра

Тематическое планирование
5 класс

Наименование разделов

Общее
Содержание воспитательного потенциала
количество
раздела с учетом рабочей программы
часов
воспитания
Глобальные компетенции
Человек и природа: охрана
Вовлечение школьников в интересную и
2
природы, ответственное
полезную для них деятельность, которая
отношение к живой
предоставит им возможность
природе
самореализоваться, приобрести социальнозначимые знания
Традиции и обычаи.
Создание в детских объединениях традиций,
2
задающих их членам определенные социальнозначимые формы поведения
Многообразие культур и
2
идентификация с
Привлечение внимания школьников к
определенной
ценностному аспекту изучаемых явлений,
культурой
организация их работы с получаемой значимой
информацией — инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней отношения
Семья: роль семьи в жизни
Вовлечение школьников в интересную и
2
общества
полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность
самореализоваться, приобрести социальнозначимые знания
Семья: демографическая
Создание в детских объединениях традиций,
2
проблема (старение, дети)
задающих их членам определенные социальнозначимые формы поведения
Проведение рубежной
Применение на уроке интерактивных форм
1
аттестации
работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми
Естественно-научная грамотность
Звуковые явления
2
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых явлений,
организация их работы с получаемой значимой
информацией — инициирование ее обсуждения,

Строение вещества

Земля и земная кора.
Минералы

Проведение рубежной
аттестации.

Читаем, соединяя
текстовую и графическую
информацию

Проведение рубежной
аттестации.

«Школа финансовых
решений»

высказывания учащимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней отношения
3
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых явлений,
организация их работы с получаемой значимой
информацией — инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней отношения
1
Вовлечение школьников в интересную и
полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность
самореализоваться, приобрести социальнозначимые знания
1
Применение на уроке интерактивных форм
работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми
Читательская грамотность
7
Использование воспитательных возможностей
содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров
ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе.
1
Применение на уроке интерактивных форм
работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми
Финансовая грамотность
7
Включение в урок игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной
атмосферы вовремя урока

Проведение рубежной
аттестации.

1

Итого

34

Применение на уроке интерактивных форм
работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми

Тематическое планирование
6 класс

Наименование разделов

Читаем, различая
факты и мнения

Проведение рубежной
аттестации.

«Школа финансовых
решений»

Общее
Содержание воспитательного потенциала
количество
раздела с учетом рабочей программы
часов
воспитания
Читательская грамотность
8
Использование воспитательных возможностей
содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров
ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе.
1
Применение на уроке интерактивных форм
работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми
Финансовая грамотность
7
Включение в урок игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных

межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной
атмосферы вовремя урока
Проведение рубежной
аттестации.

Здоровье: глобальные
проблемы и основы
здорового образа
жизни

Применение на уроке интерактивных форм
работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми
Глобальные компетенции
1
Создание в детских объединениях традиций,
задающих их членам определенные социальнозначимые формы поведения
1

Продовольственная
проблема

1

Права человека как
ценность

1

Равноправие,
противостояние
политическому, расовому,
гендерному, религиозному
и другим видам
неравенства

2

Миграция и беженцы

1

Проведение рубежной
аттестации.

1

Вовлечение школьников в интересную и
полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность
самореализоваться, приобрести социальнозначимые знания
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых явлений,
организация их работы с получаемой значимой
информацией — инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней отношения
Вовлечение школьников в интересную и
полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность
самореализоваться, приобрести социальнозначимые знания
Создание в детских объединениях традиций,
задающих их членам определенные социальнозначимые формы поведения
Применение на уроке интерактивных форм
работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат

школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми
Естественно-научная грамотность
Строение вещества
2
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых явлений,
организация их работы с получаемой значимой
информацией — инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней отношения
Тепловые явления
2
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых явлений,
организация их работы с получаемой значимой
информацией — инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней отношения
Земля, Солнечная система
2
Вовлечение школьников в интересную и
и явления
полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность
самореализоваться, приобрести социальнозначимые знания
Живая природа
2
Вовлечение школьников в интересную и
полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность
самореализоваться, приобрести социальнозначимые знания
Проведение рубежной
1
Применение на уроке интерактивных форм
аттестации.
работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми
33
Итого
Тематическое планирование
7 класс
Наименование разделов

Основные причины
возникновения
глобальных проблем
Человек и природа:
мировой океан, изменение

Общее
Содержание воспитательного потенциала
количество
раздела с учетом рабочей программы
часов
воспитания
Глобальные компетенции
1
Создание в детских объединениях традиций,
задающих их членам определенные социальнозначимые формы поведения
2
Вовлечение школьников в интересную и
полезную для них деятельность, которая

климата, дефицит
воды
Энергетическая и
сырьевая проблема

предоставит им возможность
самореализоваться, приобрести социальнозначимые знания
1

Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых явлений,
организация их работы с получаемой значимой
информацией — инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней отношения
Права человека
1
Вовлечение школьников в интересную и
полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность
самореализоваться, приобрести социальнозначимые знания
Образование как ценность
1
Создание в детских объединениях традиций,
и право
задающих их членам определенные социальнозначимые формы поведения
Проведение рубежной
1
Применение на уроке интерактивных форм
аттестации.
работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми
Естественно-научная грамотность
Структура и свойства
1
Привлечение внимания школьников к
вещества
ценностному аспекту изучаемых явлений,
организация их работы с получаемой значимой
информацией — инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней отношения
Механические явления.
2
Привлечение внимания школьников к
Силы и движение
ценностному аспекту изучаемых явлений,
организация их работы с получаемой значимой
информацией — инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней отношения
Земля, мировой океан
2
Вовлечение школьников в интересную и
полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность
самореализоваться, приобрести социальнозначимые знания
Биологическое
2
Вовлечение школьников в интересную и
разнообразие
полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность
самореализоваться, приобрести социальнозначимые знания

Проведение рубежной
аттестации.

В мире текстов: от
этикетки до повести

Проведение рубежной
аттестации.

«Школа финансовых
решений»

Применение на уроке интерактивных форм
работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми
Читательская грамотность
7
Использование воспитательных возможностей
содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров
ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе.
1
Применение на уроке интерактивных форм
работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми
Финансовая грамотность
8
Включение в урок игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной
атмосферы вовремя урока
1

Проведение рубежной
аттестации.

1

Итого

32

Применение на уроке интерактивных форм
работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми

Тематическое планирование
8 класс

Наименование разделов

«Шагзапределытекста:
пробуем действовать»

Проведение рубежной
аттестации.

Основы финансового
успеха

Проведение рубежной
аттестации.

Общее
Содержание воспитательного потенциала
количество
раздела с учетом рабочей программы
часов
воспитания
Читательская грамотность
8
Использование воспитательных возможностей
содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров
ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе.
1
Применение на уроке интерактивных форм
работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми
Финансовая грамотность
7
Включение в урок игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной
атмосферы вовремя урока
Применение на уроке интерактивных форм
работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми
Глобальные компетенции
1

Что такое «глобальные
компетенции»? Структура
глобальных
компетенций.

1

Создание в детских объединениях традиций,
задающих их членам определенные социальнозначимые формы поведения

Что значит быть глобально
компетентным?
Какие
знания лежат
в основе глобальных
компетенций?

1

Вовлечение школьников в интересную и
полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность
самореализоваться, приобрести социальнозначимые знания

Какие
события могут
изменить жизнь всего
человечества?
Перечень глобальных
проблем ООН.

2

Умение распознать
глобальное и локальное.
Мыслить глобально и
действовать локально.

2

Умение мыслить
аналитически и
критически. Знания,
умения и
отношения между
людьми. Основные навыки
взаимодействия
с людьми.

2

Проведение рубежной
аттестации.

1

Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых явлений,
организация их работы с получаемой значимой
информацией — инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней отношения
Вовлечение школьников в интересную и
полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность
самореализоваться, приобрести социальнозначимые знания
Создание в детских объединениях традиций,
задающих их членам определенные социальнозначимые формы поведения

Применение на уроке интерактивных форм
работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми
Естественно-научная грамотность
Структура и свойства
1
Привлечение внимания школьников к
вещества (электрические
ценностному аспекту изучаемых явлений,
явления)
организация их работы с получаемой значимой
информацией — инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней отношения
Электромагнитные
3
Привлечение внимания школьников к

явления. Производство
электроэнергии

Биология человека
(здоровье, гигиена,
питание)

2

Проведение рубежной
аттестации.

1

Итого

33

ценностному аспекту изучаемых явлений,
организация их работы с получаемой значимой
информацией — инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней отношения
Вовлечение школьников в интересную и
полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность
самореализоваться, приобрести социальнозначимые знания
Применение на уроке интерактивных форм
работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми

Тематическое планирование
9 класс
Наименование разделов

Электронный текст как
источник информации.

Проведение рубежной
аттестации.

Общее
Содержание воспитательного потенциала
количество
раздела с учетом рабочей программы
часов
воспитания
Читательская грамотность
7
Использование воспитательных возможностей
содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров
ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе.
1
Применение на уроке интерактивных форм
работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и

Ценные бумаги Риски
акций и управление ими

Проведение рубежной
аттестации

Определение глобальной
компетентности.
Концепция оценки
глобальных компетенций.

взаимодействию с другими детьми
Финансовая грамотность
8
Включение в урок игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной
атмосферы вовремя урока
Применение на уроке интерактивных форм
работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми
Глобальные компетенции
1
Создание в детских объединениях традиций,
задающих их членам определенные социальнозначимые формы поведения
1

Концепция оценки
глобальных компетенций.
Организация оценки
глобальных компетенций.

2

Вовлечение школьников в интересную и
полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность
самореализоваться, приобрести социальнозначимые знания

Изучение вопросов
местного, глобального и
межкультурного
значения. Понимание и
оценка точки зрения и
мировоззрения
других.

3

Участие в открытом,
адекватном и
эффективном
межкультурном
взаимодействии.

1

Вовлечение школьников в интересную и
полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность
самореализоваться, приобрести социальнозначимые знания

Знания
глобальных
проблем. Межкультурные
знания.
Проведение рубежной
аттестации

1

Создание в детских объединениях традиций,
задающих их членам определенные социальнозначимые формы поведения
Применение на уроке интерактивных форм
работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где

Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых явлений,
организация их работы с получаемой значимой
информацией — инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней отношения

1

Антибиотики . Убийцы.
Бактерий

Вакцины

Лекарства Или Яды

Проведение рубежной
аттестации

Итого

полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми
Естественно-научная грамотность
1
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых явлений,
организация их работы с получаемой значимой
информацией — инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней отношения
3
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых явлений,
организация их работы с получаемой значимой
информацией — инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней отношения
2
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых явлений,
организация их работы с получаемой значимой
информацией — инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней отношения
1
Применение на уроке интерактивных форм
работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми
33

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5класс
№ Наименование тем курса
п/п
Модуль «Читательская грамотность»( 8 часов)
+ Модуль « Глобальные компетенции» 7часов
Пословицы, поговорки как источник информации.
1
Человек и природа: охрана природы,
2
ответственное отношение к
живой природе. Входной контроль.
3
4
5
6

7
8
9
10
11
12
13
14
15

17
18
19

20
21
22
23
24
25
26

Дата
план

04.09.
11.09

Личная ситуация в текстах.
Традиции и обычаи.
Работа с текстом: как выделить главную мысль
текста
Многообразие культур и идентификация с
определенной
культурой

18.09.
25.09
02.10.

Типы текстов
Семья: роль семьи в жизни общества
Что такое вопрос? Виды вопросов.
Семья: демографическая проблема (старение,
дети)
Типы задач на грамотность чтения
Семья: демографическая проблема (старение,
дети)
Работа со сплошным текстом
Проведение рубежной аттестации
Проведение рубежной аттестации
Модуль «Финансовая грамотность( 8 часов) +
Модуль «Естественнонаучная грамотность» (
9 часов)
Звуковые явления. Звуки живой и неживой
природы. Слышимые и неслышимые звуки
Как появились деньги? Что могут деньги?
Устройство динамика.
Современные
Акустические системы. Шум и его воздействие на
человека.
Деньги в разных странах
Движение и взаимодействие частиц. Признаки
химических реакций. Природные индикаторы.
Деньги настоящие и ненастоящие
Вода. Уникальность воды.
Как разумно делать покупки?
Углекислый газ в природе и его значение.
Кто такие мошенники?

16.10.
23.10
13.11.
20.11

09.10

27.11.
04.12
11.12.
18.12
25.12.

15.01
22.01.
29.01

05.02.
12.02
19.02.
26.02
04.03.
11.03
18.03.

Дата Примечание
факт

Углекислый газ в природе и его значение.
27
08.04
28 Личные деньги
15.04.
29 Земля, внутреннее строение Земли.
22.04
30 Человек и природа
27.04.
31 Атмосфера Земли.
06.05
32 Проведение рубежной аттестации.
13.05.
33 Проведение рубежной аттестации.
20.05
В соответствии с календарным годовым графиком МБОУ Волошинская СОШ на
2023-2024 учебный год календарно- тематическое планирование для 5 класса
разработано на 33 часа. Программа будет выполнена путем уплотнения материала.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
№ Наименование тем курса
п/п
Модуль «Читательская грамотность»( 9 часов)
+ Модуль « Глобальные компетенции» 8часов
Основная тема и идея в эпическом произведении
1
Здоровье: глобальные проблемы и основы
2
здорового образа
жизни.

Дата
план

Древнерусская летопись как источникинформации
о реалиях времени
Продовольственная проблема.
Сопоставление содержания художественных
текстов
Права человека как ценность.
Работа с текстом
Равноправие, противостояние политическому,
расовому, гендерному, религиозному и другим
видам неравенства.

15.09.

9
10

Типы текстов
Равноправие, противостояние политическому,
расовому, гендерному, религиозному и другим
видам неравенства.

27.10.
10.11

11
12
13
14
15
16
17

Типы задач на грамотность
Миграция и беженцы
Работа с не сплошным текстом
Миграция и беженцы
Вещества и материалы. Социальная реклама.
Проведение рубежной аттестации
Проведение рубежной аттестации
Модуль «Финансовая грамотность( 8 часов) +
Модуль «Естественно-научная грамотность»
( 9 часов)
Тело и
вещество. Агрегатные состояния
вещества.
Удивительные факты и истории о деньгах
Масса. Измерение массы тел.
Откуда берутся деньги?
Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели
атома.
Собственность и доходы от нее
Тепловые явления. Тепловое расширение тел.
Использование явления теплового расширения для
измерения температуры.

17.11.
24.11
01.12.
08.12
15.12.
22.12
29.12.

3
4
5
6
7
8

17
18
19
20
21
22
23

01.09.
08.09

22.09
29.09.
06.10
13.10.
20.10

12.01
19.01
26.01
02.02.
09.02
16.02.
01.03

Дата Примечание
факт

24
25
26
27
28
29
30
31
32

Социальные выплаты: пенсии, пособия
Плавление и отвердевание. Испарение и
конденсация. Кипение.
Как заработать деньги?
Представления о Вселенной. Модель Вселенной.
Права человека как ценность
Модель солнечной системы.
Семья .Глобальные проблемы
Проведение рубежной аттестации
Проведение рубежной аттестации

15.03.
22.03
05.04
12.04
19.04
26.04
03.05
17.05
24.05

В соответствии с календарным годовым графиком МБОУ Волошинская СОШ на
2023-2024 учебный год календарно- тематическое планирование для 6 класса
разработано на 32 часа. Программа будет выполнена путем уплотнения материала.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
№ Наименование тем курса
п/п
Модуль «Читательская грамотность»( 8часов)
+ Модуль
« Глобальные компетенции» 8
часов
Основные причины возникновения глобальных
1
проблем.
Основная тема и идея влирическом произведении
2
Человек и природа: мировой океан, изменение
3
климата, дефицит воды
4
5

Дата
план

06.09
13.09.
20.09

Сопоставление
содержания
текстов 27.09.
публицистического стиля.
Человек и природа: мировой океан, изменение
04.10
климата, дефицит воды

6

Работа с текстом

11.10.

7
8
9
10

Энергетическая и сырьевая проблема
Типы текстов
Права человека
Поиск комментариев, подтверждающихосновную
мысль текста
Образование как ценность и право.
Типы задач на грамотность
Образование как ценность и право.
Регенеративная медицина. Такой разный звук
Проведение рубежной аттестации
Проведение рубежной аттестации
Модуль «Финансовая грамотность( 9часов) +
Модуль «Естественно-научная грамотность»
( 9 часов)
Почему все тела нам кажутся сплошными:
молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и
газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых
телах.
Что такое налоги?
Механическое движение. Инерция
Закон Паскаля. Гидростатический парадокс.
Виды налогов
Деформация тел. Виды деформации. Усталость
материалов.
Что такое государственный бюджет?
Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра.
Ураган,
торнадо.
Землетрясение,
цунами,
объяснение их происхождения.
Виды социальных пособий

18.10
25.10.
08.11
15.11.

11
12
13
14
15
16

17

18
19
20
21
22
23

24

22.11
29.11.
06.12
13.12.
20.12
27.12.

10.01

17.01.
24.01
31.01.
07.02
14.02.
21.02

28.02.

Дата Примечание
факт

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Давление воды в морях и океанах. Состав воды
морей и океанов.
История возникновения банков
Структура подводной сферы. Исследование океана
Вклады: как сохранить и приумножить?

06.03

Растения. Генная модификация растений.
Права человека
Внешнее строение дождевого червя, моллюсков,
насекомых.
Семья .Образование как ценность и право
Проведение рубежной аттестации
Проведение рубежной аттестации

10.04
17.04.
24.04

13.03.
20.03
03.04.

08.05.
15.05
22.05.

В соответствии с календарным годовым графиком МБОУ Волошинская СОШ на
2023-2024 учебный год календарно- тематическое планирование для 7 класса
разработано на 34часа.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№ Наименование тем курса
п/п
Модуль «Читательская грамотность»( 9 часов)
+ Модуль « Глобальные компетенции» 8
часов
Основная тема и идея в драматическом
1
произведении
Что такое «глобальные компетенции»? Структура
2
глобальных компетенций.
Сопоставление содержания текстов официально3
делового стиля
Что значит быть глобально компетентным?
4
Работа с текстом
5
Какие знания лежат в основе глобальных
6
компетенций?
Типы текстов
7
Какие события могут изменить жизнь всего
8
человечества? Перечень глобальных проблем
ООН.
Поиск ошибок в тексте
9
10 Умение распознать глобальное и локальное.
Мыслить глобально и действовать локально.
11 Типы задач на грамотность
12 Умение распознать глобальное и локальное.
Мыслить глобально и действовать локально.
13 Работа с не сплошным текстом
14 Умение мыслить аналитически и критически.
Знания, умения и отношения между людьми.
Основные навыки взаимодействия с людьми.
15 Видеть глазами души
16 Проведение рубежной аттестации
17 Проведение рубежной аттестации
Модуль «Финансовая грамотность( 8 часов) +
Модуль «Естественно-научная грамотность»
( 9 часов)
Занимательное электричество..
17
18 Потребление или инвестиции?
19 Магнетизм и электромагнетизм.
20 Как сберечь личный капитал?
21 Строительство плотин
22 Бизнес и его формы
Гидроэлектростанции. Экологические риски при
23
строительстве гидроэлектростанций.
24 Бизнес-инкубатор. Бизнес-план.
Нетрадиционные виды энергетики, объединенные
25
энергосистемы.

Дата
план

01.09.
08.09
15.09.
22.09
29.09.
06.10
13.10.
20.10

27.10.
10.11
17.11.
24.11
01.12.
08.12

15.12.
22.12
29.12.

12.01
19.01.
26.01
02.02.
09.02
16.02
01.03
15.03
22.03

Дата Примечание
факт

26
27
28
29
30
31
32

Бизнес подростков и идеи
Внутренняя среда организма.
Кредит и депозит
Кровь. Иммунитет. Наследственность.
Комплексное задание «Говорим на одном языке»
Проведение рубежной аттестации
Проведение рубежной аттестации

05.04
12.04
19.04
26.04
03.05.
17.06
24.05

В соответствии с календарным годовым графиком МБОУ Волошинская СОШ на
2023-2024 учебный год календарно- тематическое планирование для 8 класса
разработано на 32 часа. Программа будет выполнена путем уплотнения материала.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс
№ Наименование тем курса
п/п
Модуль «Читательская грамотность»( 8 часов)
+ Модуль « Глобальные компетенции» 8 часов
Определение глобальной компетентности.
1
Концепция оценки глобальных компетенций
Электронный текст как источник информации.
2
Концепция оценки глобальных компетенций.
3
Сопоставление содержания текстов научного
4
стиля.
Организация оценки глобальных компетенций.
5
Работа с текстом
6
Изучение вопросов местного, глобального и
7
межкультурного значения
Типы текстов
8
Понимание и оценка точки зрения и
9
мировоззрения
других.
10 Составление плана на основе исходного текста
11 Участие в открытом, эффективном
межкультурном взаимодействии
12 Типы задач на грамотность
13 Участие в открытом, эффективном
межкультурном взаимодействии.
14 Работа со смешанным текстом.
15 Проведение рубежной аттестации
16 Проведение рубежной аттестации
Модуль «Финансовая грамотность( 9 часов) +
Модуль Естественно-научная грамотность ( 9
часов)
Антибиотики убийцы бактерий
17
18 Ценные бумаги
Антибиотики убийцы бактерий
19
20 Риски акций и управление ими
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Антибиотики убийцы бактерий
Паевые инвестиционные фонды
Вакцины
Инвестиционное профилирование.
Вакцины
Участники страхового рынка
Лекарства или яды
Государственное и негосударственное
пенсионное страхование
Лекарства или яды
Участники страхового рынка

Дата
план

07.09
14.09.
21.09
28.09.
05.10
12.10.
19.10
26.10.
09.11

16.11.
23.11
30.11.
07.12
14.12.
21.12
28.12.

11.01
18.01.
25.01
01.02.
08.01
15.02.
22.02
29.02.
07.03
14.03.
21.03
04.04.
11.04
18.04.

Дата Примечание
факт

31
32
33
34

Сесть на астероид
Государственное и негосударственное
пенсионное страхование
Проведение рубежной аттестации
Проведение рубежной аттестации

25.04
02.05.
16.05
23.05.

В соответствии с календарным годовым графиком МБОУ Волошинская СОШ на
2023-2024 учебный год календарно- тематическое планирование для 9 класса
разработано на 34часа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».