Положение о работе со слабоуспевающими

1.Общие положения
1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об
образовании в Российской Федерации» от 26.12.2012 г. №273-Ф3, Уставом МБОУ
Волошинская СОШ, локальными актами и другими нормативно - правовыми актами об
образовании.
1.2. Настоящее Положение регламентирует деятельность педагогического коллектива со
слабоуспевающими и неуспевающими учащимися и их родителями.
2. Цель организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися
2.1. Обеспечить выполнение Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» и требований федерального государственного образовательного
стандарта.
2.2. Повысить уровень обученности и качество образования отдельных детей и учеников
школы в целом.
3. Задачи организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися
3.1. Сформировать ответственное отношение обучающихся к учебному труду.
3.2. Повысить ответственность родителей за обучение детей в соответствии с ФЗ «Об
образовании в РФ».
3.3. Формировать комплексную систему работы со слабоуспевающими и неуспевающими
обучающимися.
4. Основные направления и виды деятельности
4.1. Выявление возможных причин низкой успеваемости и качества знаний обучающихся.
4.2. Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний
обучающихся школы.
4.3.Индивидуализация обучения слабоуспевающих учеников, способствующая повышению
качества их обучения реализуется путем дифференциация учебно - познавательной
деятельности учеников по методам, средствам, формам обучения с учетом их индивидуальных
особенностей.
4.4. Основные виды учебной деятельности слабоуспевающих и неуспевающих
обучающихся организуются с учетом их возможностей через методы, приемы, средства и
формы в зависимости от типа, содержания и этапа урока. Совместная деятельность учителя и
ученика по конструированию и реализации индивидуальных программ обучения-коррекции
различных типов слабоуспевающих учеников включает следующие этапы:
- диагностика индивидуальных достижений и причин слабых знаний учеников с целью
выделения типологических групп (сильные, средние, слабые) и
установления типов
слабоуспевающих учеников (со слабо сформированными интеллектуальными умениями или
неправильным отношением к учебе) учителем;
- разработка учителем разнообразных по виду, сложности, характеру планируемой
деятельности заданий; самоопределение ученика в выборе творческих заданий, определение
уровня сложности усвоения учебного материала;
- планирование учителем работы с различными типами учеников и учет их личных
достижений; реализация школьниками программ обучения коррекции и осуществление
рефлексии своей деятельности.
5. Программа деятельности учителя – предметника
со слабоуспевающими и
неуспевающими обучающимися и их родителями
5.1. В начале каждого учебного года учитель проводит диагностику с целью выявления уровня
обученности детей.
5.2. Учитель-предметник, работающий в 9 или 11 классе в течении 1 четверти выявляет
учащихся «группы риска» и ставит в известность классного руководителя и администрацию
школы.
5.3. Для объективной оценки учеников на уроках используются различные виды опроса
(устный, письменный, фронтальный, индивидуальный, дифференцированный и др.).

5.4. Учитель регулярно и систематически опрашивает учеников (количество опрошенных на
каждом уроке должно быть не менее 2-5 человек), своевременно выставляет отметки, не
допуская скопления неудовлетворительных отметок в конце четверти, когда обучающиеся уже
не имеют возможности исправить ситуацию. Опрос учащихся проводить не реже 1 раза
каждые 2-3 урока.
5.5. В случае получения обучающимся неудовлетворительной отметки по предмету учитель
обязан провести индивидуально-коррекционную работу с учеником по ликвидации пробелов
знаний и в течение последующих двух уроков оценить его уровень знаний.
5.6. Учитель корректно отмечает достоинства и недостатки ответа, комментирует ответы
учеников, чтобы отметить недостатки, с целью их устранения в дальнейшем и успехи, чтобы
повысить мотивацию ученика к обучению.
5.7. Учитель–предметник помогает ученику ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в
ходе контрольных работ, после чего проводит повторный контрольный срез знаний.
5.8. Учитель–предметник определяет время, за которое слабоуспевающий ученик в состоянии
освоить тему, в случае затруднения проводит консультацию.
5.9. Учитель–предметник обязан поставить в известность классного руководителя и
непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости если наблюдается скопление
неудовлетворительных отметок по предмету (три и более «2»).
5.10.Учитель–предметник не имеет
права снижать
отметку или
выставлять
неудовлетворительную отметку обучающемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае
он обязан использовать другие методы воздействия.
5.11. Учитель-предметник не имеет права проводить срез знаний обучающихся (контрольные
и письменные работы) в первый и последний день четверти, выставлять ученику
неудовлетворительную отметку, если на предыдущем уроке обучающийся отсутствовал по
уважительной причине.
5.12. При выполнении п.п. 5.1-5.9. и отсутствии положительного результата учитель–
предметник докладывает администрации школы о низкой успеваемости обучающегося и о
проделанной работе по утвержденной форме (Приложение №1).
5.13. Учитель-предметник ведет следующую документацию: график индивидуальной работы
со слабоуспевающими на учебный год; задания по ликвидации пробелов в знаниях;
индивидуальные тетради для дополнительных занятий;
6. Программа деятельности классного руководителя
со слабоуспевающими
обучающимися и их родителями
6.1. Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости обучающегося через
индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к педагогу – психологу, социальному
педагогу (методы работы: анкетирование обучающихся, их родителей; собеседование),
учитывая, что к возможным причинам можно отнести:
 пропуски уроков (по уважительной или неуважительной причинам);
 недостаточная домашняя подготовка;
 низкие способности обучающегося;
 нежелание учиться;
 недостаточная работа на уроке;
 большой объём домашнего задания;
 необъективность выставления оценки учителем;
 высокий уровень сложности материала;
 другие причины.
6.2.В случае если низкая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный
руководитель обязан выяснить причины отсутствия (уважительная или неуважительная
причины) ребенка.
6.2.1.Уважительными причинами считаются:
- заболевание, подтвержденная справкой врача или запиской от родителей на срок не более 3-х
дней;
- мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения, проводящего
данное мероприятие;

- освобождение от урока ученика в случае плохого самочувствия с предупреждением учителяпредметника или классного руководителя;
- по семейным обстоятельствам по заявлению родителей (законных представителей) на имя
директора школы.
6.2.2. Неуважительной причиной считается пропуск уроков без соответствующих
документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия обучающегося.
6.3. Классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей (законных
представителей) о пропуске уроков посредством записи в дневнике (если случай единичный),
беседы с родителями (если пропуски неоднократные), вынесения вопроса о пропусках на
малый педсовет (если прогулы систематические).
6.4. В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или
недостаточной работы на уроке классный руководитель обязан провести профилактическую
работу с родителями (законными представителями) ученика обращаясь за помощью к
педагогу - психологу или социальному педагогу, если родители (законные представители)
уклоняются от выполнения своих обязанностей.
6.5. В случае жалоб обучающихся на большой объём домашнего задания классный
руководитель обязан обсудить вопрос с учителем-предметником или обратиться
к
заместителю директора по УВР с целью проверки соответствия объема домашнего задания
нормам СанПиНа
6.6. При низких способностях ученика или каких-либо иных причинах классный руководитель
может организовать помощь слабоуспевающим или неуспевающим обучающимся со стороны
актива класса.
6.7. В случае выполнения п.п. 6.1.- 6.6. и отсутствии положительного результата классный
руководитель докладывает администрации школы о проделанной работе в виде служебной
записки о результатах проделанной работы, ходатайствует о проведении малого педсовета с
приглашением родителей обучающихся.
7. Программа деятельности обучающегося.
7.1. Обучающийся обязан выполнять домашние задания, своевременно предоставлять учителю
на проверку письменные работы.
7.2. Обучающийся обязан работать в течение урока и выполнять все виды учебной
деятельности, предложенные учителем на уроке.
7.3. Обучающийся, пропустивший занятие (по уважительной или неуважительной причинам)
обязан самостоятельно изучить учебный материал. В случае затруднения он может обратиться
к учителю за консультацией.
8. Программа деятельности родителей (законных представителей) обучающегося.
8.1. Родители (законные представители) обязаны контролировать выполнение домашнего
задания учеником и его посещение школы.
8.2. Родители (законные представители) обязаны явиться в школу по первому требованию
педагога, классного руководителя, администрации школы.
8.3. Родители (законные представители) обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного
учебного материала путем самостоятельных занятий или
консультаций с учителемпредметником (в случае отсутствия ребенка на уроках по болезни или другим уважительным
причинам).
8.4. Родители (законные представители) имеют право обращаться за помощью к классному
руководителю, педагогу - психологу, социальному педагогу, администрации школы.
8.5. В случае уклонения родителей (законных представителей) от своих обязанностей,
неисполнения ими ст.44 №273 – ФЗ «Закона об образовании в Российской Федерации»
оформляются материалы на ученика и его родителей в комиссию по урегулированию споров
между участниками образовательного процесса или в комиссию по делам
несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия мер административного
воздействия к родителям (законным представителям) обучающегося.
9. Программа деятельности педагога-психолога

9.1. Педагог-психолог обязан провести индивидуальную беседу с учащимся с целью
выявления социальных проблем.
9.2. При необходимости, совместно с классным руководителем и социальным педагогом
посетить ученика на дому, составить акт обследования.
9.3. В случае обращения классного руководителя или родителей (законных представителей) по
выявлению причин низкой успеваемости учащегося педагог-психолог разрабатывает систему
методик, определяющих причины низкой успеваемости ученика.
9.4. Педагог-психолог дает рекомендации по развитию данного ребенка.
9.5. О результатах диагностик педагог-психолог докладывает классному руководителю и
заместителю директора по УВР в виде аналитической справки.
9.6. Педагог-психолог ведет следующую документацию:
- план работы с неуспевающими учащимися;
- индивидуальные занятия;
- диагностика;
9.7. Отчет о работе с неуспевающими учащимися педагог-психолог предоставляет 1 раз в
четверть заместителю директора по УВР.
10. Программа деятельности социального педагога
10.1. Социальный педагог обязан провести индивидуальную беседу с обучающимся с целью
выявления его социальных проблем.
10.2. При необходимости социальный педагог посещает ученика на дому, составляет акт
обследования социально-бытовых условий обучающегося.
10.3. Социальный педагог держит на особом контроле посещение уроков слабоуспевающими и
неуспевающими учениками. В случае систематических пропусков без уважительной причины
и по решению Совета профилактики, обучающийся ставится на внутришкольный контроль, о
чём родители (законные представители) информируются в обязательном порядке.
10 Программа деятельности администрации школы
11.1 Администрация школы контролирует деятельность всех участников учебновоспитательного процесса по работе со слабоуспевающими и неуспевающими учениками.
11.2. Администрация школы ведет следующую документацию:
- корректирует (в случае необходимости) Положение о работе со слабоуспевающими и
неуспевающими обучающимися;
- составляет общий список слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся;
- утверждает график проведения индивидуальных занятий со слабоуспевающими и
неуспевающими;
- утверждает график посещения администрацией индивидуальных занятий учителейпредметников со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися;
- составляет аналитические справки по итогам посещения индивидуальных занятий;
11.3. Администрация школы составляет аналитическую справку по итогам года о работе
педагогического коллектива со слабоуспевающими и неуспевающими учениками (заместитель
директора по УВР).
11.4. Администрация школы по запросу классного руководителя организует работу Совета
профилактики
11.5. В случае неэффективности принятых мер администрация школы организует работу
психолого-педагогического консилиума, на который приглашается обучающийся и его
родители (законные представители)
для получения рекомендаций по дальнейшему
образовательному маршруту обучающегося.
12. Совет профилактики
12.1. Принимает решение о направлении материалов на ученика и его родителей в комиссию
по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер
наказания к родителям.
13. Педагогический совет школы

13.1. Принимает решение о том, что неуспевающий ученик оставлен на повторный курс
обучения.
14. О контроле за соблюдением данного Положения.
14.1. Ежедневный контроль осуществляет классный руководитель учителя-предметники,
родители.
14.2. Общий контроль за соблюдением данного Положения осуществляет заместитель
директора по УВР.

Приложение № 1
Отчёт о проделанной работе со слабоуспевающими обучающимися
Учитель__________________________________________________________
Предмет_________________________________________________________
Учебная четверть_________________________________________________
Учебный год______________________________________________________
ФИО Причины
учени неуспеваемо
ка
сти
класс

Использован
ные
виды
опроса

Формы
работы
по
ликвидац
ии
пробелов

Сроки
сдачи
материал
ов

Информирова
ние классного
рук-ля
дата

Информи Результ
рование
ат
Родителе работы
й,
дата

дата

дата

Приложение № 2
Отчёт о проделанной работе со слабоуспевающими обучающимися
Классный руководитель (воспитатель) _______________________________
Класс_____________________________________________________________
Учебная четверть__________________________________________________
Учебный год_______________________________________________________
ФИО
ученика,
класс

Причины
неуспеваемости

Формы
Информирование
работы
с родителей
обучающимся дата
по
ликвидации
пробелов

Результат работы

Приложение № 3
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося
(составляет классный руководитель)
ФИО обучающегося __________________________Класс_____
Классный руководитель_________________________________
1. Характеристика познавательной деятельности обучающегося
1.1. Мотивация к учебной деятельности:

сформирована;

сформирована недостаточно;

не сформирована.
1.2. Устойчивость внимания: высокая / средняя / низкая.
1.3. Характеристика процессов запоминания и сохранения учебного материала:
быстро запоминает
медленно запоминает
быстро забывает
медленно забывавет
1.4. Трудности в усвоении учебного материала
нет / есть.
1.4.1.
Если
есть,
то
какие
_______________________________________________________________
2. Успешность в усвоении различных форм обучения:

более успешен в письменных работах;

успешен в обеих формах;

более успешен в устных ответах;

не успешен в обеих формах.
Характеристика успеваемости
(объективная
оценка)
Точные дисциплины:
Гуманитарные дисциплины:

алгебра;

русский язык;

геометрия.

литература;
Естественно-научные дисциплины:

история;

физика;

иностранный язык.

химия;
Специальные дисциплины:

биология;

ИЗО;

география

музыка
3. Характеристика личности учащегося
взаимоотношения
доброжелательные
напряжённые
враждебные
со сверстниками
с учителями
с родственниками
с матерью
с отцом
3.1.
Положительные
черты
характера
ученика
:
____________________________________________
3.2. Какие черты характера ученика внушают опасения:
3.3. Наличие отклонений в поведении: есть/ нет.__________________________________________
3.3.1. Если есть, то какие _____________________________________________________________
4 Сведения о семье обучающегося
4.1. Семья полная / неполная. Кто из

4.4. Социально благополучная/
родителей отсутствует_______________
неблагополучная_________________
4.2. Количество детей в семье 4.3.
Национальность ___________________

5. Особенности внимания:

периодически включается

часто «отсутствует на уроке, не

стабильно удерживает внимание
слышит вопроса

другое
__________________________

кратковременный характер


6. Учебная активность:

чрезмерная
активность,
переключает внимание на себя,

пассивен;

часто неправильные ответы,

отвечает, если спрашивают,

другое

активно участвует в работе,
Заинтересованность в учебной деятельности:

постоянно активно и творчески работает с

большую
часть
времени
занимается материалом урока;
«своими делами», возится, рисует и т. д.,

другое ___________________

общается с другими, отвлекает их;

переключает на себя внимание;

включается в обучение на отдельных темах;
Степень усвоения материала:

усваивает не с первого раза и с трудом;

сразу понимает, но для закрепления
требуются дополнительные усилия;

быстро входит в материал и легко
формирует навык;

другое
Темп деятельности:

медленный;

средний;

быстрый;

неравномерный;

другое

Приложение № 4
Анализ урока по предупреждению неуспеваемости обучающихся
Дата__________Класс______Предмет____________Учащихся в классе_______ Учащихся
на уроке_________
Ф.И.О. учителя______________________________
Ф.И.О. проверяющего____________________
п/п

1

2

3

4

5

Основные этапы наблюдений

Формулировка ТДЦ и актуализация значимости нового учебного
материала для обучающихся
Оптимальность планирования задач урока:
-комплексно (задачи образовательные, воспитательные, задачи
развития)
- конкретизировались ли задачи с учетом особенностей класса
-продуманы ли пути и способы реализации поставленных задач с
помощью содержания, форм, методов, средств, условий и т.д.
Оптимальность отбора содержание:
- учет требований программы, материал учебника, методических
рекомендаций
- выбор наиболее рационального варианта логики раскрытия темы
- дополнение содержания темы заданиями и упражнениями,
направленными на развитие навыков учебного труда,
познавательных интересов и способностей школьников данного
класса на основе дифференцированного и индивидуального
подхода к ним и т.д.
Создание оптимальных условий для проведения данного урока:
-учебно-материальные (наличие необходимого для данного урока
оснащения);
-школьно-гигиенические (воздушный и световой режим,
помещение учащихся класса, место урока в расписании,
профилактика утомляемости учащихся и т.д.);
- морально-психологические (педагогический такт и оптимальные
отношения с классом, межличностные отношения учащихся,
общий психологический климат в классе и т.д.).
Оказание помощи неуспевающему на уроке в процессе контроля за
подготовленностью учащихся
- снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски
- предложение учащимся примерного плана ответа
- стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой
Оказание помощи неуспевающим ученикам при изложении нового
материала:

6
- применение мер поддержания интереса к усвоению темы
- более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами,
выясняющими степень понимания учебного материала
- привлечение слабоуспевающих в качестве помощников при
подготовке приборов, опытов

Оценка
за
этап
1 (да) 0 (нет)

7.

8

9

10

11

- привлечение к высказыванию предложений при проблемном
обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути
проблемы, высказанной сильным учеником
Оказание
помощи
неуспевающим
ученикам
в
ходе
самостоятельной
работы
на
уроке:
- ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее
- напоминание приёма и способа выполнения задания
- указание на необходимость применения того или иного правила
- инструктирование о рациональных путях выполнения заданий
- стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих
- тщательный контроль за деятельностью неуспевающих, указание
на ошибки
Организация домашней работы слабоуспевающих учащихся:
- концентрируется внимание на наиболее существенных элементах
- разбираются наиболее типичные ошибки
- имеется чёткая инструкция о порядке выполнения домашнего
задания
- проверяется степень понимания инструкции слабоуспевающими
уч-ся
- выбирается оптимальный объем и оценивается сложность
домашнего задания, дифференцируется с учетом учебных
возможностей учащихся
Контроль за учебной деятельностью слабоуспевающих учащихся
- более частый опрос ученика- проверка всех домашних заданий- активизация самоконтроля
Стиль общения учителя с учащимися:
- соответствие формы подачи материала уровню развития учебных
способностей детей (доступность, эмоциональность, опора на
жизненный опыт, наличие общения «на равных» в поисках истины)
- благоприятный психологический климат в классе
- наличие единых требований и их выполнение
- мимика и жесты учителя, его внешний вид
- тактичность, благожелательность учителя по отношению к
ученикам
Целенаправленность работы учителя по предупреждению
неуспеваемости обучающихся

Выводы и рекомендации:
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».