Общая информация

23.09.2022

17.05.2023

 Цифровая образовательная среда

 

Формирование цифровой образовательной среды (ЦОС) в образовательной организации -насущная необходимость, поскольку школа несет особую миссию, которая заключается в подготовке всесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций, готового к продолжению образования в высокоразвитом информационном обществе.

 

Цифровая образовательная среда предполагает набор ИКТ-инструментов, использование которых должно носить системный порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию условий реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, способствует достижению обучающимися планируемых личностных, метапредметных, предметных результатов обучения. Кроме того, цифровая образовательная среда образовательной организации должна стать единым пространством коммуникации для всех участников образовательных отношений, действенным инструментом управления качеством реализации образовательных программ, работой педагогического коллектива.

Согласно требованиям ФГОС к условиям реализации образовательных программ, ЦОС ОО включает в себя:

·         управление ОО с использованием современных цифровых инструментов;

·         информационно-библиотечные центры с рабочими цифровыми зонами;

·         размещение продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде ОО;

·         проектирование и организацию видов деятельности с использованием ИКТ;

·         обеспечение доступа в школьной библиотеке, к информационным ресурсам сети Интернет, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;

·         планирование, фиксацию динамики, итогов и результатов учебного процесса.

 

Исходя из этого ЦОС ОО — это комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, система современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в информационно-образовательной среде.

Основными структурными компонентам ЦОС ОО в соответствии с требованиями ФГОС являются:

·         материально-техническое обеспечение;

·         программные продукты и инструменты;

·         обеспечение технической, методической и организационной поддержки;

·         отображение образовательного процесса в информационной среде;

·         компоненты на бумажных носителях;

·         компоненты на CD, DVD и других носителях информации.

 

ЦОС ОО должна обеспечить решение следующих задач:

·         информационно-методическую поддержку образовательного процесса;

·         планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

·         мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;

·         современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;

·         дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогов, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;

·         дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

 

Формирование ЦОС в каждой образовательной организации — процесс уникальный и должен учитывать множество факторов, а в процессе формирования цифровой образовательной среды ОО можно выделить несколько этапов:

1. Организационный этап:

·         Производится оценка материально-технической базы требованиям ФГОС.

·         Планирование пополнения материально-технической базы.

·         Планирование обучения коллектива школы.

·         Анализ уровня ИКТ – компетентности педагогов.

·         Разработка локальных актов.

·         Выбор программного обеспечения для формирования ЦОС.

2. Этап формирования ЦОС:

·         Создание службы методического и технического сопровождения ЦОС.

·         Формирование материально-технической базы.

·         Обучение персонала.

·         Формирование единого информационного пространства в школе.

·         Обеспечение информационной безопасности в ЦОС школы

·         Привлечение родителей и обучающихся к работе с компонентами ЦОС школы.

3. Аналитический этап:

·         Оценка соответствия сформированной ЦОС требованиям ФГОС

·          Внесение изменений в планирование формирования ЦОС.

 

На основе требований ФГОС и учета специфики работы ОО можно выделить следующие основные компоненты ЦОС: Основные компоненты ЦОС образовательной организации включают в себя три основных элемента. Во-первых, это оснащение всех школ страны высокоскоростным интернетом, без которого невозможно проводить онлайн-занятия, а также ноутбуками, камерами, серверами и другими техническими средствами. Во-вторых, это образовательный контент, который соответствует госстандарту и дополняет учебники. А в-третьих, это целая платформа сервисов для проведения занятий и взаимодействия между учителями, школьниками и родителями.

 

№ п/п

Основные компоненты

Удовлетворение требованиям ФГОС

1.

Официальный сайт школы

Обеспечивает информационно-методическую поддержку образовательного процесса.

2.

Электронная почта

Обеспечивает информационно-методическую поддержку образовательного процесса. Хочу такой сайт

3.

Электронный журнал

Обеспечивает планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения, мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса.

4.

Электронный календарь

Обеспечивает планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения.

5.

Система электронного документооборота

Обеспечивает современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации.

6.

Система дистанционного обучения для учащихся

Обеспечивает дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей, педагогов, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования.

Как будет работать проект ЦОС в школах?

Вопреки распространенному среди родителей мнению, введение ЦОС в российских школах — это не переход на дистанционное обучение и не отказ от личного посещения детьми школ. Цифровая образовательная среда направлена в первую очередь на то, чтобы расширить интерактивность процесса обучения, а не подменить собой живое общение с педагогом.

ЦОС создаст условия для применения в традиционной классно-урочной системе возможностей электронного образования, дистанционных обучающих технологий и ресурсов. Также будет разработан единый для всей страны перечень материальных и технических условий, которым должна соответствовать современная школа.

Внедрение в российских школах ЦОС даст учащимся и педагогам следующие преимущества:

·  доступ к высокоскоростному интернету в школе (100 Мб/с для городских и 50 Мб/с для сельских);

·  доступ к различным образовательным сайтам и порталам, при помощи которых можно будет улучшить знания по предметам;

·  возможность дистанционного освоения учебного материала детьми, которые по тем или иным причинами, например, из-за болезни, не могут ходить в школу;

·  возможность ведения электронного обмена документацией: дневники, классные журналы, расписание и так далее будут заполняться онлайн;

·  возможность получать информацию о процессе обучения на различных государственных платформах, например, на портале «Госуслуги»;

·  получение доступа к видеотрансляциям лучших уроков;

·  автоматизация процессов, которая избавит педагогов от лишней бумажной работы с отчетами — предполагается, что специальные программы будут самостоятельно анализировать данные обо всех учениках, что существенно облегчит работу по сбору информации об успешности образовательного процесса.

Такие изменения наиболее актуальны для отдаленных российских регионов — при помощи ЦОС они получат доступ к передовым образовательным стандартам и технологиям, что существенно повысит качество обучения.

Цифровые технологии внедряются практически во все сферы жизни современных людей и влияют не только на развитие отдельной страны, но и всего мира. Чтобы быть конкурентоспособным на глобальном уровне, государству необходимы специалисты, умеющие работать с современными информационными технологиями. Именно поэтому начинать цифровое обучение целесообразно уже со школы.

Информационно-коммуникационная платформа «Сферум» – это часть цифровой образовательной среды, которая создается Минпросвещения и Минцифры в соответствии с постановлением Правительства РФ в целях реализации нацпроекта «Образование». Платформу разработало и запустило совместное предприятие mail.ru Group и ПАО «Ростелеком» «Цифровое образование».

Что такое "Сферум"?

Сферум - это защищенная платформа для организации учебного процесса, дающая возможность коммуницировать всем его участникам. Сферум сочетает в себе все необходимые для учебы функции: видеоуроки, звонки, чаты, трансляции, возможность обмениваться образовательный контентом.

Для ученика

·         Возможность подключиться к уроку или консультации, если нет возможности посетить очное занятие в школе;

·         Решение общешкольных вопросов и беседы с классом в групповых чатах и с помощью видеозвонков;

·         Трансляция онлайн-мероприятий, начиная от онлайн-уроков лучших педагогов России до мастер-классов обо всѐм, что может быть интересно школьникам;

·         Простая регистрация;

·         Привычный интерфейс - единый центр авторизации VK Connect;

·         Всегда с собой – ноутбук, мобильное приложение для iOS и Android

Для учителя

·         Сообщества школ — закрытые группы, в которые можно приглашать учителей, родителей и учеников;

·         Управление классами и назначение заданий, возможность загружать образовательный контент, делиться видео, статьями и документами со всеми участниками сообщества;

·         Закрытые конференции до 100 участников, не ограниченные 30-ю минутами.

·          Возможность дистанционного подключения к уроку всего класса или отдельных учеников. Каждый из собеседников может включить демонстрацию экрана или виртуально поднять руку

Для родителя

· Дистанционные родительские собрания;

· Расширенные возможности общения родителей с педагогами;

· Возможность быть в курсе успеваемости ребенка

· Полная цифровая безопасность данных

 

Напомним, что информационно-коммуникационная образовательная платформа «Сферум» – это часть цифровой образовательной среды, которая создаѐтся Минпросвещения России и Минцифры России в соответствии с постановлением Правительства РФ в целях реализации нацпроекта «Образование».

 Разработкой платформы занимаются совместно Mail.ru Group и ПАО «Ростелеком» (через совместное предприятие ООО «Цифровое образование»).

Запуск «Сферума» состоялся 31 марта 2021 года. Подключение к «Сферуму» проводится врамках развития цифрового образования.


Инструкция по проведению уроков на платформе "Сферум"

·         Instrukciya_po_provedeniyu_uroka_na_platforme_Sferum.pdf (515 КБ)

Презентация о работе Сферума

·         Prezentaciya_Obrazovatel_naya_platforma_Sferum.pdf (939 КБ)

Справочная информация о работе со Сферумом

·         Spravochnaya_informaciya_po_informacionno-kommunikacionnoj_platforme_Sferum.pdf (120 КБ)

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».