Волшебная палитра 4

Пояснительная записка
Мир и жизнь могут стать прекрасными благодаря искусству, поэтому приобщение
к искусству и художественной культуре необходимо считать приоритетным для
образования в целом. Культурный рост личности не может произойти при редком,
хаотическом общении с искусством. Только совокупность многих художественных
влияний помогает формированию эстетической культуры человека. Человек овладевает
миром культурных ценностей постоянно, на протяжении всей жизни, и этот процесс
становится основой его личности. Трудно переоценить значение воздействия искусства
на общее психическое развитие ребенка, на формирование его личности, выявление и
правильное развитие его потенциальных духовных возможностей.
Главным в данной программе является изобразительное искусство, которое
дополняется вводным курсом в мировую художественную культуру, интегрируется с
такими видами искусств, как декоративно-прикладное искусство, литература, музыка,
танец, и тесно взаимосвязано со многими дисциплинами (природоведение, история,
география и др.). Таким образом, формируется личность, умеющая видеть и понимать
прекрасное, способная к собственному художественному творчеству.
Программа помогает приобщить детей к мировому историко-культурному
наследию, особенностям организации разными народами мира окружающего
природного пространства. Представления об общечеловеческих ценностях
складываются, во-первых, из знакомства с мировым художественным наследием, вовторых, из освоения отечественного искусства, народного творчества и, в-третьих, из
развития общего кругозора, знаний о мире, природе, взаимосвязи человека и природы.
Цель программы — создание условий для развития детей через творческое
освоение мирового пространства и культуры.
•
•

•
•
•
•
•
•
•

Задачи :
Развитие творческих способностей обучающихся посредством формирования
познавательных интересов, самостоятельности мышления.
Учить находить сходство и различие в культуре разных народов мира;
передавать эпоху в искусстве через предметную среду; определять связь
характера, формы и колорита природных объектов с их местонахождением в
мировом пространстве.
Развивать фантазию, помогать расширить представление о традиционных
героях, характерных занятиях сказочных персонажей и среде их проживания.
Передача и накопление опыта эстетического отношения и миру формирования
внутренней культуры ребенка.
воспитанию духовно богатой личности .
Передача и приумножение опыта творческой деятельности
Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в
изобразительных и декоративных видах творчества.
Обучение «языку изобразительного искусства».
Приобщение к мировой художественной культуре .

Курс рассчитан 4 класс- 34 часа.

Содержание
1. «Если б был еще денечек».
Развитие творческого мышления формирование эстетического отношения к природе.
Рисование ярких, летних впечатлений.
2.Натюрморт с овощами.
Живопись как основной урок изучения цвета, богатства красоты окружающего нас мира.
Формирование навыков работы красками. Рисование гуашью.
3. «Краски Осеннего леса».
Рисование природы - это соприкосновение с прекрасным. Формирование
эмоциональной отзывчивости на прекрасное. Рисование акварелью, сложным цветом
впечатление от осени.
4. Составление узора в полосе из заданных элементов, на выбор.
Декоративное рисование как развитие чувства ритма, цвета и активизация
абстрагированного творческого мышления.
5. Перспектива как основа рисунка.
История изобразительного искусства как окно в мир прекрасного, в мир высокой
человеческой духовности, в мир красоты. Формирование навыков восприятия
соответствующих возрасту произведений искусства. Рисование по сырой бумаге.
6. Сквозное построение геометрических тел.
Рисунок как основа изобразительного искусства, изучения законов композиции,
перспективы и построения предметов. Формирование навыков работы карандашом.
7. Копия книжной иллюстрации.
Обретения навыков композиции, техники рисунка и живописи с помощью
копирования. Рисование карандашом, гуашью.
8. А.С. Пушкин «Руслан и Людмила», Х.К. Андерсен «Снежная
королева».
Иллюстрация литературных произведений как отражения средствами изобразительного
искусства образов и впечатлений. Рисование гуашью.
9. Натюрморт «Цветы».
Живопись как основной урок изучения цвета, богатства красок окружающего мира.
Рисование акварелью.
10. «какого цвета радость?».
Рисование объектов окружающего нас мира как отражение реальности, субъективного
как отражение нашего внутреннего мира.
11. Виды искусств (группы изобразительного искусства.)
История изобразительного искусства как окно в мир прекрасного, в мир высокой
человеческой духовности, в мир красоты. Формирование навыков восприятия
соответствующих возрасту произведений изобразительного искусства. Беседа по
картине.
12. Построение параллепипеда
Рисунок как основа изобразительного искусства, изучения законов композиции,
перспективы и построения предметов. Развитие наблюдательности, умение работать
тоном, штрихом.
13. «Автопортрет».
Рисование портрета как искусство изображения человека, его характера. Развитие
наблюдательности, умение работать цветом, передавать характер, настроение.
Рисование гуашью
14. Составление узора на выбор. «Движение».
Декоративное рисование как развитие чувства ритма, цвета и активизация
Абстрагированного творческого мышления. Развитие творческого воображения.

Способность удивляться и радоваться красоте окружающего мира. Рисование
цветными карандашами.
15. Изучение пропорций фигуры человека.
Наброски человека как отработка цельного, быстрого восприятия изображения
человеческой фигуры. Развитие наблюдательности, формирование навыков работы с
натуры. Рисование карандашом, углем.
16. «Сказочные приключения в Новогоднюю ночь».
Сказка как любимый спутник человека. Формирование навыков работы красками.
Развитие эмоциональной отзывчивости. Смешенная техника.
17. Рисование кувшина с овощами.
Живопись как основной урок изучения цвета, богатства красоты окружающего нас
мира.Формирование эстетического отношения к постройкам и предметному миру.
Рисование гуашью.
18. Пейзаж в творчестве художников.
История изобразительного искусства как окно в мир прекрасного, в мир высокой
человеческой духовности, в мир красоты. Формирование навыков восприятия
соответствующих возрасту произведений изобразительного искусства. Беседа по
картине
19.«Моя Родина в прошлом».
Любовь к Родине - это не только любовь к нашей огромной стране, но и к дереву,
растущему под твоим окном. Развитие эмоциональной отзывчивости на явления
окружающего мира, способности радоваться и удивляться его красоте. Аппликация
(рваная бумага).
20. «Я услышал в тебе музыка…»
Восприятие музыки как образ, как чувственное отражение мыслей и мечтаний
человека помощи линий и цвета. Развитие творческого воображения и эмоциональной
отзывчивости. Формирование навыков работы с красками. Рисование акварелью.
21. Натюрморт с шаром
Рисунок как основа изобразительного искусства, изучения законов композиции,
перспективы и построения предметов. Развитие творческого воображения и
эмоциональной отзывчивости. Рисование акварелью.
22. Составление эскиза деревенского дома(деревянная архитектура)
Декоративное рисование как развитие чувства ритма, цвета и активизация
абстрагированного творческого мышления.
23. Портрет в творчестве художника.
История изобразительного искусства как окно в мир прекрасного, в мир высокой
человеческой духовности, в мир красоты.
24. «Пока мама на работе».
Любовь и уважение к родным и близким отражаются, как в зеркале, в рисунках
учащихся. Формирование наблюдательности. Формирование навыков работы с цветной
бумагой. Аппликация.
25. Натюрморт с использованием фруктов.
Живопись как основной урок изучения цвета, богатства красоты окружающего нас
мира. Формирование навыков работы красками. Рисование гуашью
26. «Природа и человек».
Проблемы сегодняшнего мира - это и наши проблемы. Формирование эмоциональной
отзывчивости на явления окружающего мира, способности удивляться и радоваться его
красоте. Рисование гуашью, цветными карандашами.
27. Картина – натюрморт, в творчестве художника.
История изобразительного искусства как окно в мир прекрасного, в мир высокой
человеческой духовности, в мир красоты. Формирование навыков восприятия

соответствующих возрасту произведений изобразительного искусства. Беседа по
картине
28. Копия книжной иллюстрации.
Обретения навыков композиции, техники рисунка и живописи с помощью
копирования. Формирование эстетического отношения к природе, явлениям
растительного мира. Рисование гуашью.
29. Изучение пропорций человеческого тела.
Изображения человека с целью наиболее глубокого изучения строения, конструкции
человеческой фигуры. Развитие наблюдательности, Формирование навыков работы
углем. Рисование углем.
30. В. Волков «Волшебник изумрудного города», «Волшебная лампа
Аладдина» (вост. сказка).
Иллюстрация литературных произведений как отражение средствами
изобразительного искусства образов и впечатлений. Восприятие навыков книжных
иллюстраций, Рисование гуашью.
31. Натюрморт «Стекло».
Рисунок как основа изобразительного искусства, изучения законов композиции,
перспективы и построения предметов. Формирование эстетического отношения к
предметному миру созданного человеком. Рисование акварелью и цветными
карандашами.
32. Сюжетно-тематическая картина.
История изобразительного искусства как окно в мир прекрасного, в мир высокой
человеческой духовности, в мир красоты. . Восприятие навыков книжных
иллюстраций. Рисование гуашью.
33. «Моя земля миллионы лет назад».
Творческая фантазия – постоянный поиск нового. Формирование представлений о трех
видах
художественной деятельности: изображение, украшение и постройке.
34. Творческий отчет.
Выставки работ в конце каждой четверти, оформление праздничного зала, участие в
конкурсах и олимпиадах.
В результате обучения в течение всего периода предполагается, что дети получат
следующие основные знания и умения: основные приемы работы цветом, способы
оформления работ, владение основными приемами работы кистью, карандашом и
другими материалами, расширение кругозора в области искусства. Дополнительные
знания, умения и навыки: Составление сложных композиций, создание пространства на
плоскости листа, передача объема.
Результаты изучения курса программы «Волшебная кисточка»
Предметными результатами изучения программы «Волшебная кисточка» является
формирование следующих знаний и умений.
•

Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал,
эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.

•

Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного
искусства в жизни и духовно – нравственном развитии человека;

•

Ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов
изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

•

Ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного
искусства;

•

Первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

•

Получение детьми представлений о некоторых специфических формах
художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,
работа с компьютером и пр.), а также декоративного искусства и дизайна;

Личностными результатами изучения программы «Волшебная кисточка» является
формирование следующих умений:
•

формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного
искусства;

•

воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других
людей;

•

развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных
задач;

•

формирование духовных и эстетических потребностей;

•

овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

•

воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

•

отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

•

называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений
искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих
нравственных ценностей;

•

самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения,
возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые
простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих
нравственных ценностей);

•

оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения
собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях
отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или
плохие;

•

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения программы «Волшебная кисточка»
является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
•

проговаривать последовательность действий на занятии;

•

учиться работать по предложенному плану;

•

учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;

•

учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и
деятельности других;

•

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя;

•

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией учебника;

•

с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения
задания материалов и инструментов;

•

учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по
предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

•

выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания
образовательных достижений.
Познавательные УУД:
•

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
с помощью учителя;

•

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

•

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться
памятками (даны в конце учебника);

•

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса;

•

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
предметы и их образы;

•

преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,
художественные образы.

Коммуникативные УУД:
•

уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а). донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках,
доступных для изготовления изделиях;
б). оформить свою мысль в устной и письменной форме;
•

уметь слушать и понимать речь других;

•

уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;

•

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на
занятиях изобразительного искусства и следовать им;

•

учиться согласованно, работать в группе:

а) учиться планировать свою работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Календарно - тематическое планирование
№

Тема

Дата
План.

1

«Если б был еще
денечек»

04.09 -4а
06.09 -4б

2

Натюрморт с
овощами.
«Краски осеннего
леса».

11.09-4а
13.09-4б
18.09-4а
20.09-4б

4

Составление узора в
полосе из заданных
элементов на выбор.

25.09-4а
27.09-4б

5

Перспектива как
основа рисунка.

02.10-4а
04.10-4б

6

Сквозное построение
геометрических тел.

09.10-4а
11.10-4б

7

Копия книжной
иллюстрации.

16.10-4а
18.10-4б

8

А.С. Пушкин «Руслан
и Людмила», Х.К.
Андерсен «Снежная
королева».

23.10-4а
25.10-4б

9

Натюрморт «Цветы».

10

«какого цвета
радость?».

13.11-4а
08.11-4б
20.11-4а
15.11-4б

11

Виды искусств
(группы
изобразительного
искусства.)

27.11-4а
22.11-4б

12

Построение
параллепипеда.

04.12-4а
29.11-4б

13

«Автопортрет».

14

Составление узора на
выбор. «Движение».

11.12-4а
06.12-4б
18.12-4а
13.12-4б

15

Изучение пропорций
фигуры человека.

25.12-4а
20.12-4б

3

Примечание
Факт.

16

«Сказочные
приключения в
Новогоднюю ночь».

15.01-4а
27.12-4б

17

Рисование кувшина с
овощами.

22.01-4а
10.01-4б

18

Пейзаж в творчестве
художников.

29.01-4а
17.01-4б

19

«Моя Родина в
прошлом».

05.02-4а
24.01-4б

20

«Я услышал в тебе
музыка…»

12.02-4а
31.01-4б

21

Натюрморт с шаром

22

Составление эскиза
деревенского
дома(деревянная
архитектура)

19.02-4а
07.02-4б
26.02-4а
14.02-4б

23

Портрет в творчестве
художника.

04.03-4а
21.02-4б

24

«Пока мама на
работе».

11.03-4а
28.02-4б

25

Натюрморт с
фруктами
.
«Природа и человек».

18.03-4а
06.03-4б

26

08.04-4а
13.03-4б
15.04-4а
20.03-4б

27

Картина натюрморт, в
творчестве
художника.

28

Копия книжной
иллюстрации.

22.04-4а
03.04-4б

29

Изучение пропорций
человеческого тела.

27.04-4а
10.04-4б

30

В. Волков
«Волшебник
изумрудного города»,
«Волшебная лампа
Аладдина» (вост.
сказка).

06.05-4а
17.04-4б

31

Натюрморт «Стекло».

13.05-4а

32

Сюжетнотематическая
картина.

33

«Моя земля
миллионы лет назад».

34

24.04-4б
20.05-4а
08.05-4б

15.05-4б

Творческий отчет.
22.05-4б

Рекомендуемая литература
1. Алексеева В. В. Что такое искусство? / В. В. Алексеева. — М., 1991.
2. Башилов Я. А. Ребенок-художник / А. Я. Башилов. — М., 1929.
3. Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты / Э. М. Белютин. — М., 1961.
4. Библер В. С. Мышление как творчество / В. С. Библер. — М., 1975.
5. Боголюбов Н. С. Скульптура на занятиях в школьном кружке / Н. С. Боголюбов. —
М., 1986.
6. Волков Н. Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. — М., 1977.
7. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — М., 1987.
8. Гросул Н. В. Художественный замысел и эскиз в детском изобразительном
творчестве //
Искусство в школе. — 1993. — № 3.
9. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка / Г.
Кершенштейнер. — М.,
1914.
10. Левин С. Д. Ваш ребенок рисует / С. Д. Левин. — М., 1979.
11. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности / А. А.
Мелик-Пашаев.
М., 1981.
12. Мелик-Пашаев А. А. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в
семье / А.
А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. — М., 1987.
13. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения
социального
опыта / В. С. Мухина. — М., 1981.
14. Претте М.-К. Творчество и выражение. В 2 ч. / М.-К. Претте, А. Копальдо. — М.,
1981, 1985.
15. Щербаков А. В. Искусство и художественное творчество детей / А. В. Щербаков;
под ред. Н.
Н. Фоминой. — М., 1991.
16. Щербаков В. С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество / В. С.
Щербаков. — М.,
1969. Автор Е. И. Коротеева


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».