Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностными результатами учащихся 11 классов, формируемыми при изучении содержания курса внеурочной деятельности, являются: 1) формирование гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, который уважает закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 2) совершенствование российского гражданского общества в контексте прогрессивных мировых процессов, способного противостоять социально опасным и враждебным явлениям в общественной жизни; 3) формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания – науки, искусства, морали, религии, правосознания, своего места в поликультурном мире; 4) формирование основ саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, проектно-исследовательской, коммуникативной и др.); 5) формирование толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 6) формирование навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности; 7) формирование нравственного сознания, чувств и поведения на основе сознательного усвоения общечеловеческих нравственных ценностей такие как -любовь к человеку, доброта, милосердие, равноправие, справедливость, ответственность, свобода выбора, честь, достоинство, совесть, честность, долг; 8) готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 9) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы, ответственности – и их реализации в отношении членов своей семьи. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учётом предварительного планирования; использовать различные ресурсы для достижения целей; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной деятельности), эффективно разрешать конфликты; 3) готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 4) умение определять назначение и функции различных социальных институтов, ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия; 5) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей; 6) владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии; 7) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты: 1) формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; 2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; 3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; 4) формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов; 5) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; 6) формирование навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности 11 класс Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Требования к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2024. Кодификатор и спецификация ЕГЭ по обществознанию – 2024. Тема 1. Общество Общество - сложная, динамично развивающиеся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты. Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР. Тема 2. Человек Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей.Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество.Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода и ответственность личности. Тема 3. Социальная сфера Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства. Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи. Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм. Тема 4. Экономическая сфера Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства. Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная. Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков. Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции. Рынок труда и безработица. Инфляция. Тема 5. Духовная сфера Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ. Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование. Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии. Тема 6. Познание Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии. Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе. Решение тестовых заданий части А. Тема 7. Политическая сфера Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы. Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства. Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ. Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни. Тема 8. Правовая сфера Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации. Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохрани- тельные органы. Местное самоуправление. Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды Тема 9. Решение заданий различных типов Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа. Итоговое тестирование Решение КИМов. Формы организации и виды деятельности: Формы организации и виды деятельности: -круглые столы, -конференции, -олимпиады, -общественно-полезные практики, -постановка и решение проблемных вопросов, -игровые моменты, -проекты, -практические работы. Тематическое планирование 11 класс Наименова ние разделов Введение Общ ее коли честв о часов 1 Общество 2 Человек 2 Социальная сфера 2 Экономиче ская сфера 5 Духовная сфера Познание 3 Политичес кая сфера 6 Право 5 Решение задач различных типов 5 Итого 34 3 Содержание воспитательного потенциала раздела с учетом рабочей программы воспитания Вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться, приобрести социально-значимые знания Создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально-значимые формы поведения Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых явлений, организация их работы с получаемой значимой информацией — инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения Вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться, приобрести социально-значимые знания Вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться, приобрести социально-значимые знания Создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально-значимые формы поведения Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых явлений, организация их работы с получаемой значимой информацией — инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения Вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться, приобрести социально-значимые знания Создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально-значимые формы поведения Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс № п/п Наименование тем курса Дата план Введение. ( 1 час) 1 Кодификатор и спецификация демоверсии ЕГЭ -2024 по обществознанию 05.09. Тема 1. Обществ( 2 часа) 2 Общество - сложная, динамично развивающаяся система. 12.09. 3 Ступени развития общества. 19.09. Тема 2. Человек ( 2 часа) 4 Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. 26.09. 5 Многообразие видов деятельности человека. 03.10. Тема 3. Социальная сфера( 2 часа) 6 Социальная система. 10.10. 7 Семья и брак как социальные институты. 17.10. Тема 4. Экономическая сфера( 5 часов) 8 Экономика: наука и хозяйство. 24.10. 9 Экономические системы. 07.11. 10 Экономические системы. 14.11. 11 Экономические системы. Многообразие рынков. 21.11. 12 Рыночные отношения. 28.11. Тема 5. Духовная сфера(4 часа) 13 Формы и разновидности культуры. 05.12. 14 Искусство, его виды. 12.12. 15 Наука и образование. 19.12. 16 Мораль. Религия. 26.12. Дата факт Примечание Тема 6. Познание( 4 часа) 17 Познание мира. 09.01. 18 Познание мира. 16.01. 19 Многообразие форм человеческого знания. 23.01. 20 Решение тестовых заданий части А. 30.01. Тема 7. Политическая сфера.( 6 часов) 21 Политическая система. 06.02. 22 Признаки, функции и формы государства. 13.02. 23 Экономические системы. 20.02. 24 Политический плюрализм. 27.02. 25 Структура политической власти в РФ. 05.03. 26 Структура политической власти в РФ. 12.03. Тема 8. Право( 4 часа) 27 Право, система права. Источники права. 19.03. 28 Права человека. 09.04. 30 Конституция РФ. 16.04. 31 Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. 23.04. Тема 9. Решение заданий различных типов.( 3 часа) 32 Решение заданий различных типов. 07.05. 33 Итоговое тестированиев формате ЕГЭ 14.05. 34 Решение ситуативных задач 21.05. В соответствии с календарным годовым графиком МБОУ Волошинская СОШ на 2023-2024 учебный год календарно- тематическое планирование для 11 класса разработано на 34 часа.