Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные: -формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально; -осознание своей идентичности как гражданина демократического государства; -толерантное отношение к истории других стран; - познавательная, творческая, общественная активность; - умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения; - личная и взаимная ответственность; - готовность действия в нестандартных ситуациях. Метапредметные : - владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией; - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах; - готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе. Предметные: - относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; - знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия. -знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; - умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями ; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей: - понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; - знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; - приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; - знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; - понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; - понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; - понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; - знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; - знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. - Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур ; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности 9 класс Тема 1. Человек и общество. Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Человек и его ближайшее окружение .Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Тема 2. Сфера духовной культуры. Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука в жизни современного обществ. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. Тема 3. Экономика. Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства. Тема 4. Социальная сфера Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и норм. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения. Тема 5. Сфера политики и социального управления Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественно жизни. Гражданское общество и правовое государство. Тема 6. Право. Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Тема 7 . Решение заданий в формате ОГЭ Формы организации и виды деятельности: Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса: Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы. Тематическое планирование 9 класс Наимено вание разделов Человек и обществ о Общее количе ство часов 1 Сфера духовно й культур ы. 2 Экономи ка 2 Социаль ная сфера 2 Сфера политик ии социаль ного управле ния 2 Право. 2 Решение заданий в 6 Содержание воспитательного потенциала раздела с учетом рабочей программы воспитания Включениев занятие игровыхпроцедур,которыепомогаютподдержатьмотивациюдетейкпол учениюзнаний,налаживаниюпозитивных межличностныхотношенийвклассе,помогаютустановлениюдоброжела тельной атмосферывовремя занятия. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Установлениедоверительныхотношениймеждуучителемиего учениками, способствующихпозитивному восприятиюучащимися требований и просьбучителя,привлечениюихвниманиякобсуждаемойнауроке информации, активизацииих познавательной деятельности. Применениеинтерактивныхформработы учащихся: интеллектуальных игр,стимулирующихпознавательную мотивациюшкольников;дидактическоготеатра, где полученные на уроке знанияобыгрываются в театральныхпостановках;дискуссий,которыедают учащимсявозможностьприобрестиопытведения конструктивного диалога;групповойработыилиработывпарах, которыеучатшкольниковкомандной работе и взаимодействию с другимидетьми Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповыхисследовательских проектов, что дастшкольникам возможность приобрести навыксамостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформлениясобственных идей, навык уважительногоотношения к чужим идеям, оформленнымв работах других исследователей, навыкпубличного выступления перед аудиторией,аргументирования Применениеинтерактивныхформработы учащихся: интеллектуальных игр,стимулирующихпознавательную мотивациюшкольников;дидактическоготеатра, где полученные на уроке знанияобыгрываются в театральныхпостановках;дискуссий,которыедают учащимсявозможностьприобрестиопытведения конструктивного диалога;групповойработыилиработывпарах, которыеучатшкольниковкомандной работе и взаимодействию с другимидетьми Установлениедоверительныхотношениймеждуучителемиего учениками, способствующихпозитивному восприятиюучащимися требований и формате ОГЭ Итого просьбучителя,привлечениюихвниманиякобсуждаемойнауроке информации, активизацииих познавательной деятельности. 17 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс № 1. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Тема Человек и общество( 1 час) Общество и человек. Природа и общество Сфера духовной культуры.( 2 часа) Духовная культура. Наука. Образование. Религия. Свобода совести. Мораль. Экономика( 2 часа) Экономика. Экономические системы. Товар. Производство. Экономическая политика государства Социальная сфера( 2 часа) Социальная структура общества. Социальные группы Нации и межнациональные отношения Сфера политики и социального управления(2 часа) Власть. Государство. Правовое государство. Политические режимы. Право( 2 часа) Право. Правовые нормы. Конституция РФ. Основы конституционного строя. Решение заданий в формате ОГЭ( 6 часов) Общий практикум по решению тестов в формате ОГЭ Практикум по решению заданий с диаграммами. Практикум по решению заданий на анализ двух суждений Практикум по решению заданий с диаграммами. Итоговое тестирование в формате ОГЭ Решение ситуативных задач Дата план Дата факт Примечание 06.09. 20.09. 04.10. 18.10. 08.11. 22.11. 06.12. 20.12. 10.01. 24.01. 07.02. 21.02. 06.03. 20.03. 10.04. 24.04. 15.05. В соответствии с календарным годовым графиком МБОУ Волошинская СОШ на 2023-2024 учебный год календарно- тематическое планирование для 9 класса разработано на 17 часов. Программа будет выполнена путем уплотнения материала.