Подготовка к ОГЭ по биологии 9

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по
биологии»
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, знание основных
принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о целостности природы,
- формирование толерантности и миролюбия;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах,
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно- иследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и
здоровью людей,
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты:
- учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать,
наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст
учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной
деятельности
- формирование и развитие компетентности
в области использования информационнокоммуникативных технологий.
- формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку
зрения.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых
организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий);
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе;
родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления
отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

- различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов
в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и
процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на
здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные
иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
5. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по
биологии»
Выпускник научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
- аргументировать родство различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий; приводить
доказательства;
- аргументировать различия растений, животных, грибов и бактерий, приводить доказательства;
- осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на
основе определения их принадлежности к определённой систематической группе;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
- объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на
примерах сопоставления биологических объектов;
- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов
и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
- описывать и использовать приёмы выращивания и размножения культурных растений и домашних
животных, ухода за ними;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
- находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсах, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую;
- основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств

живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать
её;
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми
растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания
культурных растений, ухода за домашними животными;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы
(признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоциональноценностное отношение к объектам живой природы);
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактериях и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в
деятельность группы.
Содержание курса внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по биологии»
Введение
Систематика живой природы. Положение прокариотических и эукариотических организмов в системе живой природы. Принципы ботанической классификации. Специфика классификации животных.
Демонстрация схем, отражающих основные направления эволюции живой природы.
Раздел 1. Растения
Особенности строения растительной клетки. Ткани растений. Особенности строения и жизнедеятельности растительного организма. Эволюция растений. Основные отделы растений, их отличительные признаки (водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные); семейства покрытосеменных растений. Лишайники – симбиотические организмы.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих: строение клетки и тканей высших растений; строение
органов высших растений; основные процессы жизнедеятельности растительного организма: фотосинтез, дыхание, транспорт веществ; многообразие и особенности строения представителей основных отделов растений; многообразие и особенности строения представителей основных семейств покрытосеменных растений; многообразие и особенности строения лишайников.
Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ.
Раздел 2. Грибы
Особенности строения грибной клетки. Сходство и отличия грибов с растениями и животными.
Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. ПМП при
отравлении грибами.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих: многообразие и особенности строения представителей
различных групп грибов; съедобные и несъедобные грибы.
Раздел 3. Бактерии.
Особенности строения бактериальной клетки. Процессы жизнедеятельности бактерий. Признаки и
профилактика бактериальных заболеваний.
Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих: формы, строение и особенности размножения бактериальной клетки.
Раздел 4. Простейшие
Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Значение в природе и жизнедеятельности человека.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих: многообразие и особенности строения простейших организмов.
Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ.
Раздел 5. Многоклеточные животные
Особенности строения животной клетки. Ткани животных. Отличительные признаки и процессы
жизнедеятельности животного организма. Эволюция животных. Общая характеристика и многообра-

зие основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски,
членистоногие, хордовые. Общая характеристика и многообразие основных классов типа Хордовые.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих: особенности строения клетки и тканей животного организма; многообразие и особенности строения основных типов животных: кишечнополостные;
плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые; многообразие и особенности строения основных классов типа Хордовые.
Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ.
Формы организации занятий и виды деятельности: познавательные беседы, тренинги, групповая
проблемная работа, викторины, составление опорных конспектов, схем, таблиц, самостоятельная работа над теоретическим материалом по обобщенным планам деятельности.
Наименование
разделов и тем
Введение

Общее количество часов
1

Растения

6

Грибы

1

Бактерии

2

Простейшие

2

Многоклеточные
животные

5

Итого

17

Тематическое планирование
Содержание воспитательного потенциала раздела с учетом
рабочей программы воспитания
Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения, правила общения состаршими (учителями) и
сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации
Установление доверительных отношений между учителем и его
учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания
кобсуждаемой на уроке информации, активизации ихпознавательной деятельности
Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи
Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и
групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления
собственных идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения
Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока

ПРИЛОЖЕНИЕ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1

2
3
4
5
6
7
8

9

10

11
12

13
14
15
16
17

курса внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по биологии»
Дата
Тема
Примечание
план
факт
Введение-1ч
Инструктаж по технике безопасности. Систематика жи- 13.09.
вой природы.
Раздел 1. Растения-6ч
Особенности строения растительной клетки. Ткани рас- 27.09.
тений.
Особенности строения и отличительные признаки водо- 11.10.
рослей
Особенности строения и отличительные признаки мохо- 25.10.
образных и папоротникообразных.
Особенности строения и отличительные признаки голо- 15.11.
семенных и покрытосеменных.
Работа с тренировочными заданиями в форме ОГЭ «Рас- 29.11.
тения».
Лишайник – симбиотический организм.
13.12.
Раздел 2. Грибы-1ч
Особенности строения грибной клетки. Многообразие 27.12.
грибов. Правила сбора грибов.
Раздел 3. Бактерии-2ч
Особенности строения бактериальной клетки. Процессы 17.01.
жизнедеятельности бактерий. Признаки и профилактика
бактериальных заболеваний.
Работа с тренировочными заданиями в форме ОГЭ «Бак- 31.01.
терии. Грибы. Лишайники».
Раздел 4. Простейшие-2ч
Особенности строения простейших и их многообразие. 14.02.
Роль в природе и жизнедеятельности человека.
Работа с тренировочными заданиями в форме ОГЭ «Про- 28.02.
стейшие».
Раздел 5. Многоклеточные животные-5ч
Особенности строения клеток и тканей животных.
13.03.
Особенности строения и жизнедеятельности беспозво- 03.04.
ночных животных.
Работа с тренировочными заданиями в форме ОГЭ «Бес- 17.04.
позвоночные животные».
Общая характеристика и классификация хордовых.
08.05.
Работа с тренировочными заданиями в форме ОГЭ «Хор- 22.05.
довые».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».