Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по биологии» Личностные результаты: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; - формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; - формирование личностных представлений о целостности природы, - формирование толерантности и миролюбия; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, - формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно- иследовательской, творческой и других видах деятельности; - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, - формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования; Метапредметные результаты: - учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; - формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности - формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникативных технологий. - формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Предметные результаты: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: - выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий); - классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; - объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; - различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений; сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; - выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей; - овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. 2. В ценностно-ориентационной сфере: - знание основных правил поведения в природе; - анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека. 3. В сфере трудовой деятельности: - знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; - соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы). 4. В сфере физической деятельности: - освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; 5. В эстетической сфере: - овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по биологии» Выпускник научится: - выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов; - аргументировать родство различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий; приводить доказательства; - аргументировать различия растений, животных, грибов и бактерий, приводить доказательства; - осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определённой систематической группе; - раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека; - объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов; - выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; - различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; - сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; - устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; - использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; - знать и аргументировать основные правила поведения в природе; - анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; - описывать и использовать приёмы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; - знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Выпускник получит возможность научиться: - находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсах, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую; - основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать её; - использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, ухода за домашними животными; - ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоциональноценностное отношение к объектам живой природы); - осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; - создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактериях и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; - работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. Содержание курса внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по биологии» Введение Систематика живой природы. Положение прокариотических и эукариотических организмов в системе живой природы. Принципы ботанической классификации. Специфика классификации животных. Демонстрация схем, отражающих основные направления эволюции живой природы. Раздел 1. Растения Особенности строения растительной клетки. Ткани растений. Особенности строения и жизнедеятельности растительного организма. Эволюция растений. Основные отделы растений, их отличительные признаки (водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные); семейства покрытосеменных растений. Лишайники – симбиотические организмы. Демонстрация схем и таблиц, отражающих: строение клетки и тканей высших растений; строение органов высших растений; основные процессы жизнедеятельности растительного организма: фотосинтез, дыхание, транспорт веществ; многообразие и особенности строения представителей основных отделов растений; многообразие и особенности строения представителей основных семейств покрытосеменных растений; многообразие и особенности строения лишайников. Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ. Раздел 2. Грибы Особенности строения грибной клетки. Сходство и отличия грибов с растениями и животными. Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. ПМП при отравлении грибами. Демонстрация схем и таблиц, отражающих: многообразие и особенности строения представителей различных групп грибов; съедобные и несъедобные грибы. Раздел 3. Бактерии. Особенности строения бактериальной клетки. Процессы жизнедеятельности бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний. Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ. Демонстрация схем и таблиц, отражающих: формы, строение и особенности размножения бактериальной клетки. Раздел 4. Простейшие Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Значение в природе и жизнедеятельности человека. Демонстрация схем и таблиц, отражающих: многообразие и особенности строения простейших организмов. Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ. Раздел 5. Многоклеточные животные Особенности строения животной клетки. Ткани животных. Отличительные признаки и процессы жизнедеятельности животного организма. Эволюция животных. Общая характеристика и многообра- зие основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые. Общая характеристика и многообразие основных классов типа Хордовые. Демонстрация схем и таблиц, отражающих: особенности строения клетки и тканей животного организма; многообразие и особенности строения основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые; многообразие и особенности строения основных классов типа Хордовые. Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ. Формы организации занятий и виды деятельности: познавательные беседы, тренинги, групповая проблемная работа, викторины, составление опорных конспектов, схем, таблиц, самостоятельная работа над теоретическим материалом по обобщенным планам деятельности. Наименование разделов и тем Введение Общее количество часов 1 Растения 6 Грибы 1 Бактерии 2 Простейшие 2 Многоклеточные животные 5 Итого 17 Тематическое планирование Содержание воспитательного потенциала раздела с учетом рабочей программы воспитания Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения состаршими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания кобсуждаемой на уроке информации, активизации ихпознавательной деятельности Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока ПРИЛОЖЕНИЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 курса внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по биологии» Дата Тема Примечание план факт Введение-1ч Инструктаж по технике безопасности. Систематика жи- 13.09. вой природы. Раздел 1. Растения-6ч Особенности строения растительной клетки. Ткани рас- 27.09. тений. Особенности строения и отличительные признаки водо- 11.10. рослей Особенности строения и отличительные признаки мохо- 25.10. образных и папоротникообразных. Особенности строения и отличительные признаки голо- 15.11. семенных и покрытосеменных. Работа с тренировочными заданиями в форме ОГЭ «Рас- 29.11. тения». Лишайник – симбиотический организм. 13.12. Раздел 2. Грибы-1ч Особенности строения грибной клетки. Многообразие 27.12. грибов. Правила сбора грибов. Раздел 3. Бактерии-2ч Особенности строения бактериальной клетки. Процессы 17.01. жизнедеятельности бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний. Работа с тренировочными заданиями в форме ОГЭ «Бак- 31.01. терии. Грибы. Лишайники». Раздел 4. Простейшие-2ч Особенности строения простейших и их многообразие. 14.02. Роль в природе и жизнедеятельности человека. Работа с тренировочными заданиями в форме ОГЭ «Про- 28.02. стейшие». Раздел 5. Многоклеточные животные-5ч Особенности строения клеток и тканей животных. 13.03. Особенности строения и жизнедеятельности беспозво- 03.04. ночных животных. Работа с тренировочными заданиями в форме ОГЭ «Бес- 17.04. позвоночные животные». Общая характеристика и классификация хордовых. 08.05. Работа с тренировочными заданиями в форме ОГЭ «Хор- 22.05. довые».