I. Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Волошинская СОШ. Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках спортивно-оздоровительного направления. Курс внеурочной деятельности «Клуб «Планета здоровья» построен так, чтобы были достигнуты следующие цели: -сформировать у обучающихся представление о здоровье как определённом состоянии организма; сложном, многомерном феномене, отражающем различные аспекты человеческого бытия, его взаимосвязь и взаимодействие с окружающим миром. - расширить представление обучающихся о здоровье представлением о том, что оно включает в себя и сферу творческого, духовного развития личности: стремление к совершенствованию, раскрытию и приумножению собственных способностей и возможностей, расширению связей с окружающим миром; - мотивировать здоровьесберегающую деятельность обучающихся, её прагматический характер («я забочусь о здоровье, чтобы ничего не болело, чтобы добиться успеха, благополучия и т. д.») заменить альтруистическим («заботясь о собственном здоровье, я совершенствую себя и мир вокруг»). Основные воспитательные задачи, которые призван решать данный курс внеурочной деятельности: - интеграция форм деятельности, связанной с укреплением здоровья, в актуальные для конкретного возраста сферы, придание им личностной значимости; - объяснить ребёнку, имеющему различные формы нарушений в развитии и функционировании организма, что у него есть возможность прожить полноценную счастливую жизнь, что он может реализовывать и развивать свой личностный потенциал, у него так же, как и у остальных, есть шанс не только изменить себя, но и изменить мир вокруг; - сформировать у обучающихся представление о детях с различными нарушениями не как об изгоях, как о людях с особыми нуждами; научить детей с ОВЗ за счёт собственных сил достигать желаемого. - сформировать у обучающихся личную ответственность за собственное здоровье. - осуществлять профилактику поведенческих рисков – формировать у подростков представления как о возможных негативных последствиях «взрослой» жизни, так и о способах демонстрации взрослости, самостоятельности, независимости, не связанных с рисками и направленных на укрепление собственного здоровья (занятие популярными видами спорта, умение ухаживать за своим телом и пр.); - помочь обучающимся научиться принимать здоровый образ жизни не потому, что это «правильно», «объективно полезно», с точки зрения взрослого, а потому, что сможет увидеть подтверждение его важности в системе актуальных для него идей и нормативов: идеи свободы самовыражения, социального успеха, демонстрации своей независимости и т. д. - информировать подростков о негативных последствиях несоблюдения тех ли иныхправил здорового образа жизни; - научить детей, как нужно себя вести, чтобы реализовать свои желания и потребности, объяснить, чем может помочь им соблюдение норм и правил здорового образа жизни. Данная программа ориентирована на обучающихся 5 класса. Средний школьный возраст — это возраст преобладания эмоций и активного развития личности. В этом возрасте идёт активное физическое становление и взросление подростков, противостояние окружающему миру, переосмысление и принятие принятых в обществе норм физической и санитарно-гигиенической подготовки, поведения и общения, выработка личных норм физического состояния, совершенствование опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностными результатами программы внеурочной деятельности по оздоровительному направлению является формирование следующих умений: спортивно- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учить высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалогана этапе изучения нового материала. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). 2. Познавательные УУД: Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета. 3. Коммуникативные УУД: Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следоватьим. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков). Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях Предметные: Обучающиеся научатся: - осознавать необходимость заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительныемероприятия; - выстраивать рацион правильно питания; знать полезные свойства продуктов; - соблюдать режим дня; выполнять все требования к себе. - понимать роль гигиены в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья; овладение системой знаний о гигиене человека. Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях III. Содержание курса внеурочной деятельности Программа состоит из 7 модулей, содержание которых охватывает основные направления работы по формированию здорового образа жизни. Каждый из модулей объединяет несколько видов мероприятий, реализациякоторых направлена на формирование или развитие конкретных навыков и умений, связанных с заботой о собственном здоровье.1 .«Вот мы и в школе» (5ч.) Наше здоровье в наших руках. Здоровье – это здорово. Мой образ жизни. Правила ЗОЖ. Физическая активность и здоровье. Тест «Правила личной гигиены». Значение утренней зарядки для организма. Интеллектуальные игры. Игры, способствующие развитию основных физических качеств. Спортивный квест. Творческий проект «Игротека». Исследовательский проект «Движениеи здоровье». Эстафета здоровья. 2. «Питание и здоровье» (8ч.) Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во времяприема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого; Мой режим питания. Игра «Составляем режим питания». Где и как мы едим. Что такое перекусы, их влияние на здоровье. Мы не дружим с сухомяткой. Составление формулы правильного питания. Почему нужен завтрак. Творческий проект «Классный завтрак». Исследование «Почему нужен завтрак». Творческий проект «Классный завтрак». «Кулинарная эстафета». Игра «Кулинарные посиделки». 3. «Моё здоровье в моих руках» (6ч.) Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха,профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата; Режим дня. Анкетирование «Умеете ли вы вести ЗОЖ». Мой выходной день. Подвижные игры. Береги зрение смолоду. Гимнастика для глаз. Творческое задание «Планируем день». Сон – лучшее лекарство. Игровой проект «Советуем литературному герою». Творческое задание «Мой выходной день». 4. «Я в школе и дома» (2ч.) Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона; Мой внешний вид – залог здоровья. Что такое дружба? Как дружить в школе? 5. «Чтоб забыть про докторов»(7ч.) Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься. Почему нужно чистить зубы. Разговоры о ПП. Вкусные и полезные вкусности. Лекарственные растения – наши помощники. Какие лекарства мы выбираем. Тест «Ваше здоровье» 6. «Я и моё ближайшее окружение»(2ч.) Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроениев школе и дома; Мир моих увлечений. Вредные привычки. Профилактика вредных привычек. Игра «Правила твои друзья – забывать друзей нельзя!». 7. «Вот и стали мы на год взрослей»(3ч.) Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода. Если кому-нибудь нужна ваша помощь. Спешите делать добро. Итоговое занятие «Гордо реет флаг здоровья» Игра «Правила твои друзья – забывать друзей нельзя!». Проект «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». № п/п 1 IV. Календарно – тематическое планирование Тема занятия, раздела Дата проведения Кол-во часов Вот мы и в школе «Наше здоровье в наших руках» 1 01.09 3 Здоровье-это жизни. Правила ЗОЖ 4 Физическая активность и здоровье 5 Тест «Правила личной гигиены». 1 Значение утренней зарядки для организма. Питание и здоровье 29.09 6 Мой режим питания. 1 06.10 7 Игра «Составляем режим питания». 1 13.10 8 Где и как мы едим. 1 20.10 9 Что такое перекусы, их влияние на здоровье. 1 27.10 10 «Мы не дружим с сухомяткой 1 10.11 11 Составление формулы правильного 1 питания. Исследование «Почему нужен 1 завтрак» Творческий проект «Классный 1 завтрак». 17.11 2 12 13 здорово.. Мой план. образ 1 08.09 1 15.09 1 22.09 24.11 01.12 Моё здоровье в моих руках 14 Режим дня. 1 08.12 15 Анкетирование. «Умеете ли вы вести 1 здоровый образ жизни» 15.12 Творческое задание «Мой выходной день» Подвижные игры Подвижные игры Береги зрение смолоду. Гимнастика для глаз. 1 22.12 1 1 29.12 12.01 1 19.01 16 17 18 19 Я в школе и дома 20 Мой внешний вид – залог здоровья 1 26.01 21 Что такое дружба? Как дружить в школе? 1 02.02 Чтоб забыть про докторов надо 1 09.02 Почему нужно чистить зубы 1 16.02 Экскурсия в парк. 1 01.03 22 Чтоб болезней не спортом заниматься 23 24 бояться, факт. 25 Разговор о правильном питании - 1 Вкусные и полезные вкусности 15.03 26 Лекарственные – наши 1 22.03 27 Какие лекарства мы выбираем? 1 05.04 28 Тест «Ваше здоровье» 1 12.04 растения помощники Я и моё ближайшее окружение 1 19.04 Профилактика 1 26.04 29 Мир моих увлечений 30 Вредные привычки. вредных привычек. 31 Я и опасность 32 Если кому-нибудь нужна твоя помощь. 1 33 1 Вот и стали мы на год взрослей Итоговое занятие «Гордо реет флаг здоровья» 1 03.05 17.05 24.05