Первые исследования (НОУ) 5-7

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Секция «Чему природа учит человека?» 5 класс
Личностные образовательные результаты.
Обучающиеся осознают:
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
- ценностное отношение к природе, бережливость в отношении ее ресурсов, космическое предназначение человека;
- высокую степень зависимости человека от природы: человек не может жить вне биосферы, а биосфера может существовать без человека;
- активную жизненную позицию и мотивацию стать активными защитниками окружающей среды.
Метапредметные результаты
Обучающиеся приобретают:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять план деятельности;
- умение применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения
здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе;
- умение проводить учебные исследования, разрабатывать и выполнять учебные проекты;
- умение работать с учебной информацией (анализ, установление причинно-следственных связей);
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной учебной деятельности;
- умение с достаточной четкостью выражать свои мысли, проводить опросы, проводить самооценку
и взаимооценку, осуществлять презентацию результатов и публичные выступления.
Предметные результаты.
Обучающиеся осмысляют:
- деятельность человека вопреки законам природы приводит к нарушению ее целостности;
- существование всеобщих связей в природе;
- единство физических и химических процессов для всех проявлений жизни;
- природа – единая развивающаяся система;
- солнечно-земные связи как отражение общих связей в природе;
- биогеохимические превращения в природе;
- различные способы постижения человеком природы;
- сложность путей научного познания, логика научного познания;
- применение научных знаний в практической деятельности человека.
Секция «Многоликая биология» 6 класс
Личностные результаты:
- Знания основных принципов и правил отношения к живой природе.
- Сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, троить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать
выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
- Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему,
ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать,
проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
- Умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
- Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,
сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- Выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых
организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем) и процессов
(обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, раз-

витие, размножение).
- Необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами.
- Умение классифицировать — определять принадлежность биологических объектов к определенной
систематической группе.
- Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе;
роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы.
- Различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных.
- Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе
сравнения.
- Выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями
строения клеток, тканей.
- Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- Знание основных правил поведения в природе.
- Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
- Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии.
- Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы,
скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах
животных, выращивания и размножения культурных растений ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. Каждое занятие построено на том, что ученик может почувствовать себя в роли ученого биолога, занимающегося
различными направлениями биологии.
Секция «Экологическая культура и здоровье человека» 7 класс
Личностные результаты:
- знание основных принципов и правил отношения к окружающей природной среде, основ здоровье
сберегающих технологий;
- формирование ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;
- формирование компетентности и культуры человека;
- осознание действий по развитию своей экологической грамотности, экологической безопасности и
отказу от вредных привычек.
Метапредметные результаты
Обучающиеся приобретают:
- умение применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения
здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе;
- умение проводить учебные исследования, разрабатывать и выполнять учебные проекты;
- умение работать с учебной информацией (анализ, установление причинно-следственных связей);
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной учебной деятельности;
- умение с достаточной четкостью выражать свои мысли, проводить опросы, проводить самооценку
и взаимооценку, осуществлять презентацию результатов и публичные выступления.
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,
сравнивать разные точки зрения
Предметные результаты:
- представления: о культурных традициях, о здоровье и здоровом образе жизни, качестве окружающей среды, экологической культуре как способе и результате адаптации в конкретной социоприрод-

ной среде; целостности телесного и духовного здоровья; о стратегиях поведения в условиях опасности для здоровья в чрезвычайных и повседневных экологических ситуациях; о видах загрязнения
окружающей среды (химическом, биологическом и информационном), их причинах (природные особенности, нерациональное природопользование, вредные привычки, низкая культура личности),
нормировании качества среды, воздействия загрязнения среды на генетическое, биохимическое, физиологическое и психическое здоровье человека;
- умения: раскрывать содержание понятий (экологическая культура, экологическая безопасность,
экологический риск, чрезвычайная экологическая ситуация, среда обитания, антропогенный фактор,
здоровье, ресурсы здоровья, ЗОЖ, загрязнитель).
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности «Первые исследования
(НОУ)»
Выпускник научится:
- рассматривать природу как систему, обнаруживать взаимозависимость и взаимосвязь компонентов
природы;
- обосновывать необходимость бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать
правила экологичного поведения в школе и быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы
(признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- узнавать изученные объекты и явления природы, сравнивать их на основе внешних признаков или
известных характерных свойств и описывать их, выделяя существенные признаки;
- следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов
(клеток, организмов), их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения
за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- грамотно оформлять полученные результаты исследований в виде выводов, отчетов, таблиц;
- использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств
объектов;
- осознавать влияние факторов окружающей природной среды на здоровье человека; значение образа
жизни для собственного здоровья;
- выявлять и характеризовать позитивное и негативное влияние абиотических факторов на состояние
здоровья человека;
- использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в
контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- развивать навыки коммуникации при проведении социологических опросов, экскурсий и выполнении учебных проектов.
Выпускник получит возможность научиться:
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе, здоровью своему и окружающих;
- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
- выполнять правила экологически правильного поведения в доме, на улице, природной среде;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно

соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде, оказывать первую
помощь при несложных несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего
мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- анализировать пути решения экологических проблем, связанных с антропогенной деятельностью
человека;
- аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических
проблем;
- проводить исследования воздуха, почвы, воды на соответствие экологическим нормативам;
- определять собственную позицию по отношению к экологическим проблемам современности, которые отражаются на здоровье человека;
- создавать собственные устные и письменные сообщения о явлениях и процессах природы на основе
нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию естественнонаучного содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать эту информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Секция «Чему природа учит человека?» 5 класс
Понимаем природу
Взаимозависимость человека и природы. Роль природы в жизни человека. Природа как источник
всего необходимого для жизни человека. Природа как источник вдохновения: духовного, эстетического, эмоционального и интеллектуального развития человека. Как появились знания о природе.
Становление научного естествознания. Роль естественно-научных знаний для практической деятельности человека. Чему человек учится у природы. Природа как источник технических решений человека. Бионика. Роль человека в жизни природы. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу. Ответственность человека за сохранение природы.
Сохраняем природу
Что изучает наука экология. Экологические проблемы и возможные пути их решения. Красная книга.
Как сохранить растительный и животный мир. Природоохранная деятельность человека. ООПТ. Ответственность человека за прирученных животных. Выявление общественного мнения по проблеме
содержания собак. Проблема экономии воды. Истощение водных ресурсов как экологическая проблема. Исследование расхода воды в быту. Учимся у природы экономить воду. Как растения сохраняют воду. Экономия воды в быту.
Учимся у природы экономии энергии
Как растение получает энергию солнечных лучей. Фотосинтез. Хлорофилл и его значение для улавливания солнечных лучей. Изучаем хлорофилл в растении. Хлорофилл – зеленый пигмент растений.
Многообразие окраски листьев. Как растение использует энергию солнечных лучей. Консервация
энергии в процессе фотосинтеза. Зависимость жизни на Земле от энергии Солнца. Космическая роль
зеленых растений на планете. Учимся у природы экономить энергию. Солнечная энергетика.
Учимся у природы безотходному производству
Природа – пример безотходного производства. Круговороты веществ в природе. Проблема загрязнения бытовыми отходами. Состав бытовых отходов. Проблема утилизации бытовых отходов. Выявление общественного мнения по проблеме бытовых отходов. Обращение с бытовыми отходами. О чем
рассказывает упаковка товара. Типы упаковки товаров. Условные обозначения на упаковке: состав и
опасность для окружающей среды. Определение разных типов упаковки товаров и их влияния на
окружающую среду. Как стать экологически грамотным покупателем.
Природа – это система.
Что называется системой. Признаки систем. Компоненты систем. Многообразие компонентов природы. Аквариум как система. Взаимосвязь между компонентами системы аквариума. Системный под-

ход к изучению природы. Уровни организации природы. Взаимосвязи в природе. Законы природы и
преобразующая деятельность человека. Научно обоснованное природопользование. Общая характеристика природы. Природа – это единая развивающаяся система. Человек – часть природы и подчиняется ее законам.
Формы организации и виды деятельности: теоретические занятия, работа в группах; практикумы,
занятия-проекты, экскурсии; практические работы, учебные проекты, учебные исследования, деловые игры, социологические опросы.
Секция «Многоликая биология» 6 класс
Введение.
Правила техники безопасности. Наука о живой природе – биология. Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Л/р
«Изучение правил техники безопасности»
Ученые-биологи
Я – натуралист. Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ,
питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого. Экскурсия в школьный двор «Удивительное – рядом».
Я – ученый. Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие
методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях. Необходимость использования увеличительных
приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р. Гук, А. Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом. Л/р «Устройство микроскопа и правила работы с ним»
Я –фенолог. Сезонные явления в жизни растений и животных. Понятие о плодах и семенах. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений. Понятие о жизнеспособности
семян. Дыхание семян. Покой семян. Л/р «Условия прорастания семян».
Я – физиолог. Процессы жизнедеятельности организмов и их взаимодействие с окружающей средой.
Физиология растений, водный обмен, минеральное питание, фотосинтез и дыхание, транспорт и выделение веществ, рост и развитие, движения растений, механизмы защиты растений от факторов
внешней среды, в том числе и от патогенов. Геотропизм и фототропизм у растений. Л/р «Обнаружение положительного геотропизма у корня двудольных растений». Л/р «Испарение воды листьями до
и после полива»
Я – цитолог. Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам.
Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы. П/р «Создание модели клетки из пластилина». Л/р «Рассматривание клеток апельсина, яблока, томата под микроскопом».
Я – гистолог. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции. Л/р «Значение кутикулы и
пробки в защите растений от испарения».
Я – систематик. Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические
категории: царств, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство
растений. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Л/р «Определение растений»
Я – вирусолог. Вирусы как неклеточная форма жизни. Болезни, вызываемые вирусами. Профилактика вирусных заболеваний. П/р «Создание памятки по профилактике вирусных заболеваний»
Я – бактериолог. Бактерии. Строение бактерий. Болезни, вызываемые бактериями. Роль бактерий в
природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями. П/р «Изготовление бактерий из подручного материала». Л/р «Рассматривание
клубеньков на корнях бобовых».

Я – миколог. Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у
грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба
и растения – грибокорень (микориза). Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления
грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни человека. Л/р «Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом». Л/р «Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом». П/р «Создание памятки по правилам сбора и употребления грибов в
пищу»
Я – ботаник. Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Строение растений. Корень и побег. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых и голосеменных растений в жизни человека. Л/р «Изучение строения
хвои». Л/р «Рассматривание главных частей цветка под микроскопом»
Я – лихенолог. Многообразие и среда обитания лишайников. Классификация. Особенности строения
и питания. Размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Л/р «Изучение внешнего и микроскопического строения лишайников».
Я – протозоолог. Общая характеристика подцарства Одноклеточные. Особенности строения и жизнедеятельности простейших. Особенности строения и жизнедеятельности паразитических простейших. Меры борьбы и профилактики заражения простейшими-паразитами. Значение простейших в
природе и жизни человека. Л/р «Приготовление и рассматривание культуры одноклеточных животных».
Я – гельминтолог. Черви. Распространение. Особенности строения и жизнедеятельности. Меры
профилактики заражения паразитическими червями. Л/р «Изучение микропрепаратов паразитических червей».
Я – арахнолог. Класс Паукообразные, распространение, особенности строения и жизнедеятельности.
Многообразие и значение паукообразных животных. Л/р «Рассматривание паука и паутины».
Я – энтомолог. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере любого
крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы
развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и
Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые
(Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям. Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи –
общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека. Л/р «Изучение ротовых аппаратов насекомых». Л/р «Изучение фасеточных глаз насекомых». Л/р «Изучение крыльев насекомых
под микроскопом».
Я – ихтиолог. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы.
Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение: части тела, покровы, роль
плавников в движении рыб, расположение и значение органов чувств. Л/р «Определение возраста
рыбы по чешуе»
Я – орнитолог. Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Теплокровность. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Перелеты птиц. Происхождение птиц. Многообразие птиц. Особенности строения
и приспособления к условиям обитания. Образ жизни. Распространение. Л/р «Изучение строения
птичьего пера».
Я – палеонтолог. Историческое развитие животного и растительного мира, доказательства. Основные этапы развития живых организмов на Земле. Понятие об эволюции. Ископаемые остатки живых
организмов. Мел. Нефть. Каменный уголь. Палеоботаника. Палеонтология позвоночных. Л/р «Рассматривание окаменелостей под лупой».
Я – валеолог. Здоровье и его составляющие. Факторы, влияющие на здоровье человека. Здоровое питание. Физическая активность и здоровье. Закаливание. Личная гигиена. Вредные привычки и их
профилактика. Здоровый образ жизни. Л/р «Оценка объёма кратковременной памяти с помощью теста»

Я – эколог. Охрана и рациональное использование животных и растений. Роль человека и общества в
сохранении многообразия живых организмов на нашей планете. Памятники природы, заповедники и
заказники Ростовской области. Биологическое разнообразие как основа устойчивости развития природы и общества. Среды жизни и места обитания. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, всеядные, паразиты. Трофические связи в природных сообществах (цепи
питания). Рациональное природопользование. Раздельный сбор мусора как самое эффективное ресурсосберегающее средство. Виртуальная экскурсия «Путешествие по Красной книге Ростовской области». Л/р «Составление цепей питания». Экологическая игра «Раздельный сбор мусора».
Не говори все, что знаешь, но знай все, что говоришь
Я – оратор. Защита проектов.
Формы организации и виды деятельности: теоретические занятия, работа в группах; практикумы,
лабораторные работы, занятия-проекты, экскурсии; экологические игры, инструктажи, работа с лабораторным оборудованием, образцами, видеоматериалами; беседы; дискуссии
Секция «Экологическая культура и здоровье человека» 7 класс
Введение
Экологическая культура, культура безопасности, экология, культура. Знакомство с оборудованием
для лабораторных работ, меры безопасности при работах, принципы размещения оборудования в
школьном кабинете.
Атмосфера и ее преобразование человеком
Экологическая культура и безопасность воздушной среды. Мифы и легенды о воздухе. Состав и
свойства воздуха. Роль воздуха в жизни нашей планеты. Загрязнение атмосферы и здоровье человека. Виды загрязнений. Приоритетные загрязнители воздушной среды и их источники (стационарные
и передвижные). Кислотные загрязнители атмосферы и кислотные дожди (их последствия, экологическая опасность). Твердые атмосферные выпадения и пыль (взвешенные частицы), состав, свойства
и экологическая опасность. Смог. Табачный дым и его влияние на здоровье. Влияние автомобильного транспорта на экологическое состояние атмосферного воздуха. Способы экологической безопасности атмосферы. Интересные факты о экологии городов и вся правда о курении.
Литосфера и ее преобразование человеком
Экологическая культура и безопасность литосферы. Почва как компонент наземных систем. Механические слои Земли. Поверхностные изменения почв. Нарушения недр Земли. Интересные факты о
почве. Мифы и легенды о Земле. Состав почвы по ее компонентам: твердый, жидкий, газообразный,
живой. Механическая структура почвы и ее свойства: влагоемкость, воздухопроницаемость, кислотность, плодородие. Почва как среда обитания живых организмов. Интересные факты о почве. Нарушение почв в результате естественных процессов и деятельности человека. Естественная и антропогенная эрозия почв. Загрязнение почв. Охрана почв от загрязнений. В чем смысл выражения «По газонам не ходить»?
Гидросфера и ее преобразование человеком
Экологическая культура и безопасность гидросферы. Круговорот воды в природе. Интересные факты
о воде. Мифы и легенды о воде. Естественные (природные) воды и их состав. Физические свойства
воды: соленость, минеральный состав, кислотность, насыщенность кислородом и углекислым газом.
Вода – универсальный растворитель. Виды и характеристика загрязнений водных объектов: тепловое
загрязнение, сточные воды, загрязнение минеральными солями, взвешенными частицами, тяжелыми
металлами, нефтепродуктами, бактериальное загрязнение, микробиологическое загрязнение водоемов и др. Качество воды. Основные источники химического загрязнения водоемов (промышленные и
ливневые стоки, сельскохозяйственные удобрения, аварии и др.). Поведение загрязняющих веществ
в водоеме (образование растворов, пленок, донных отложений, агрегатов и т.п.) на примере нефтепродуктов. Атмосферные осадки, их влияние на накопление и миграцию загрязняющих веществ.
Кислотные дожди, их свойства и способы тестирования. Загрязнение подземных вод, дампинг. Влияние физического и химического загрязнения на обитателей водных экосистем. Пути решения сохранения водных экосистем. Влияние загрязнения гидросферы на жизнедеятельность человека. Интересные факты о воде.
Биосфера и ее преобразование человеком

Экологическая культура и безопасность биосферы. Учение о биосфере. Взаимосвязь компонентов
экосистемы. Интересные факты о биосфере. Мифы и легенды о биосфере. Биосфера как глобальная
экосистема. Состав биосферы. Основные свойства биосферы (централизованная, открытая, саморегулирующаяся, средообразующая, транспортная система). Интересные факты о биосфере. Влияние
человека на растительный и животный мир (прямое влияние и косвенное изменение природной среды). Растения, опасные для человека (борщевик Сосновского). Проблема бытовых отходов. Польза и
вред пластика. Интересные факты о биосфере.
Делу время: жизнь в стиле «Эко»
Город мечты. Какой я хочу видеть планету. Как помочь планете (20 простых способов).
Фотовыставка «Как красива Родина моя»
Формы организации и виды деятельности: работа в группах, общеклассные дискуссии, практикумы, творческие работы, занятия-проекты, фотовыставки, теоретические занятия, экскурсии; практические работы, учебные проекты, учебные исследования, экологические игры, эвристические беседы.
Тематическое планирование
Секция «Чему природа учит человека?» 5 класс
Наименование разделов
Понимаем природу

Общее количество часов
7

Сохраняем природу

7

Учимся у природы экономии энергии

6

Учимся у природы безотходному производству

8

Природа – это система

6

Итого

34

Содержание воспитательного потенциала раздела с учетом рабочей программы воспитания
Создание в детских объединениях традиций, задающих их
членам определенные социально значимые формы поведения
Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых явлений, организация их работы с получаемой
значимой информацией — инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения
Развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и
слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое
собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов
людей
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и
групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления
собственных идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения
Вовлечение школьников в интересную и полезную для них
деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться, приобрести социально-значимые знания

Тематическое планирование
Секция «Многоликая биология» 6 класс
Наименование разделов
Введение
Ученые-биологи

Общее количество часов
1
32

Содержание воспитательного потенциала раздела с учетом рабочей программы воспитания
Создание в детских объединениях традиций, задающих их
членам определенные социально значимые формы поведения
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и
групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления

Не говори все, что знаешь, но знай все, что говоришь

1

Итого

32

собственных идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения
Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых явлений, организация их работы с получаемой
значимой информацией — инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения

Тематическое планирование
Секция «Экологическая культура и здоровье человека» 7 класс
Наименование разделов
Введение

Общее количество часов
1

Атмосфера и ее преобразование человеком

7

Литосфера и ее преобразование человеком

8

Гидросфера и ее преобразование человеком

8

Биосфера и ее преобразование человеком

8

Делу время: жизнь в
стиле «Эко»

2

Итого

34

Содержание воспитательного потенциала раздела с учетом рабочей программы воспитания
Создание в детских объединениях традиций, задающих их
членам определенные социально значимые формы поведения
Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых явлений, организация их работы с получаемой
значимой информацией — инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения
Включение в урок игровых процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
урока
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и
групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления
собственных идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения
Привлечение внимания школьников к экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирование у них
научной картины мира
Развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и
слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое
собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов
людей

ПРИЛОЖЕНИЕ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Секция «Чему природа учит человека?» 5 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Тема занятия

Дата
факт
план

Примечание

Понимаем природу 7ч
Правила техники безопасности. Человек и природа
05.09.
Роль природы в жизни человека
12.09.
Природа - источник вдохновения
19.09.
Как появились знания о природе
26.09.
Человек учится у природы
03.10.
Воздействие человека на природу
10.10.
Роль человека в жизни природы.
17.10.
Сохраняем природу 7ч
Что изучает наука экология
24.10.
Красная книга
07.11.
Как сохранить растительный и животный мир
14.11.
Ответственность человека за прирученных животных
21.11.
Выявление общественного мнения по проблеме содержания собак.
28.11.
Проблема экономии воды
05.12.
Учимся у природы экономить воду
12.12.
Учимся у природы экономии энергии 6ч
Как растение получает энергию солнечных лучей.
19.12.
Изучаем хлорофилл в растении.
26.12.
Многообразие окраски листьев.
09.01.
Как растение использует энергию солнечных лучей
16.01.
Космическая роль зеленых растений на планете
23.01.
Учимся у природы экономить энергию
30.01.
Учимся у природы безотходному производству 8 ч
Природа – пример безотходного производства
06.02.
Обращение с коммунальными отходами
13.02.
О чем рассказывает упаковка товара.
20.02.
Исследование содержимого мусорной корзины
27.02.
Выявление общественного мнения по проблеме бытовых отходов.
05.03.
О чем рассказывает упаковка товара.
12.03.
Исследование упаковок товаров, приобретенных семьей за одну
19.03.
неделю
Экскурсия. Продовольственный магазин: Как стать экологически
09.04.
грамотным покупателем
Природа – это система 4 ч
Что называется системой. Аквариум как система
16.04.
Учимся применять системный подход. Взаимосвязи в природе
23.04.
Законы природы и преобразующая деятельность человека.
07.05.
Научно обоснованное природопользование. Общая характеристика
14.05.
природы.
Конференция «Как может каждый человек улучшить состояние
21.05.
природы на планете»

В соответствии с календарным годовым графиком МБОУ Волошинская СОШ на 2023 – 2024 учебный год поурочное планирование для 5 класса разработано на 33 часа. Программа будет выполнена
путём уплотнения материала

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Секция «Многоликая биология» 6 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Тема занятия

Дата
план факт

Примечание

Введение – 1 час
Наука о живой природе – биология. Человек и природа. Л/р «Изучение
04.09.
правил техники безопасности»
Ученые-биологи - 28 часов
Я– натуралист
11.09.
Экскурсия в школьный двор «Удивительное – рядом».
18.09.
Я – ученый. Л/р «Устройство микроскопа и правила работы с ним»
25.09.
Я –фенолог. Л/р «Условия прорастания семян»
02.10.
Я – физиолог. Л/р «Обнаружение положительного геотропизма у корня
09.10.
двудольных растений». Л/р «Испарение воды листьями до и после полива»
Я – цитолог. П/р «Создание модели клетки из пластилина».
16.10.
Я – цитолог. Л/р «Рассматривание клеток апельсина, яблока, томата под
23.10.
микроскопом».
Я – гистолог. Л/р «Значение кутикулы и пробки в защите растений от ис- 13.11.
парения».
Я – систематик. Л/р «Определение растений»
20.11.
Я – вирусолог. П/р «Создание памятки по профилактике вирусных забо27.11.
леваний»
Я – бактериолог. П/р «Изготовление бактерий из подручного материала». 04.12.
Л/р «Рассматривание клубеньков на корнях бобовых».
Я – миколог. Л/р «Выращивание плесени и изучение ее под микроско11.12.
пом». Л/р «Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под
микроскопом».
П/р «Создание памятки по правилам сбора и употребления грибов в пи18.12.
щу»
Я – ботаник. Л/р «Изучение строения хвои».
25.12.
Я – ботаник. Л/р «Рассматривание главных частей цветка под микроско15.01.
пом»
Я – лихенолог. Л/р «Изучение внешнего и микроскопического строения
22.01.
лишайников».
Я – протозоолог. Л/р «Приготовление и рассматривание культуры одно29.01.
клеточных животных»
Я – гельминтолог. Л/р «Изучение микропрепаратов паразитических чер05.02.
вей».
Я – арахнолог. Л/р «Рассматривание паука и паутины».
12.02.
Я – энтомолог. Л/р «Изучение ротовых аппаратов насекомых».
19.02.
Я – энтомолог. Л/р «Изучение фасеточных глаз насекомых».
26.02.
Я – энтомолог. Л/р «Изучение крыльев насекомых под микроскопом».
04.03.
Я – ихтиолог. Л/р «Определение возраста рыбы по чешуе»
11.03.
Я – орнитолог. Л/р «Изучение строения птичьего пера»
18.03.
Я – палеонтолог. Л/р «Рассматривание окаменелостей под лупой»
08.04.
Я – валеолог. Л/р «Оценка объёма кратковременной памяти с помощью
15.04.
теста»
Я – эколог. Л/р «Составление цепей питания»
22.04.
Я – эколог. Экологическая игра «Раздельный сбор мусора».
27.04.
Виртуальная экскурсия «Путешествие по Красной книге Ростовской об06.05.
ласти».
Не говори все, что знаешь, но знай все, что говоришь – 2 часа
Я – оратор. Защита проектов.
13.05.
Конференция «Мы – будущие ученые»
20.05.

В соответствии с календарным годовым графиком МБОУ Волошинская СОШ на 2023 – 2024 учебный год поурочное планирование для 6 класса разработано на 32 часа. Программа будет выполнена
путём уплотнения материала.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Секция «Экологическая культура и здоровье человека» 7 класс
№
п/п
1

Тема занятия
Введение – 1 час
Правила техники безопасности. Экологическая культура. Культура
безопасности.

Дата
план
факт

Примечание

05.09.

Атмосфера и ее преобразование человеком - 6 часов
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Экологическая культура и безопасность атмосферы
12.09.
Мифы и легенды о воздухе
19.09.
Состав и свойства воздуха. Л/р «Определение состава вдыхаемого и 26.09.
выдыхаемого воздуха»
Загрязнение атмосферы и здоровье человека
03.10.
П/р «Влияние загрязнения воздуха аммиаком на растения»
10.10.
Думайте сами, решайте сами
17.10.
Литосфера и ее преобразование человеком – 8 часов
Экологическая культура и безопасность литосферы
24.10.
Мифы и легенды о Земле
07.11.
Состав и свойства почвы
14.11.
Загрязнение литосферы и здоровье человека
21.11.
Проект №1 «Изготовление игрушек своими руками из вторичного
28.11.
сырья»
Проект №2 «Консервной банке – вторую жизнь»
05.12.
П/р «Исследование влияния загрязнения почв на всхожесть и рост
12.12.
растений»
Думайте сами, решайте сами
19.12.
Гидросфера и ее преобразование человеком – 8 часов
Экологическая культура и безопасность гидросферы
26.12.
Мифы и легенды о воде
09.01.
Состав и свойства воды
16.01.
Загрязнение гидросферы и здоровье человека
23.01.
П/р «Вода из воздуха»
30.01.
П/р «Изучение методов очистки воды от загрязнений (метод филь06.02.
трования, метод адсорбции)»
П/р «Определение органолептических показателей качества воды
13.02.
(мутность, прозрачность, запах)»
Думайте сами, решайте сами
20.02.
Биосфера и ее преобразование человеком – 7 часов
Экологическая культура и безопасность биосферы
27.02.
Мифы и легенды о биосфере
05.03.
Состав и свойства биосферы
12.03.
Загрязнение биосферы и здоровье человека
19.03.
П/р «Оценка состояния зеленых насаждений вблизи школы и опре09.04.
деление их роли в природе»
Охрана растительного мира
16.04.
П/р «Охраняемые территории России»
23.04.
Проект «Экологическая карта Малой Родины»
07.05.
Делу время: жизнь в стиле «Эко» -2 часа
Фотовыставка «Как красива Родина моя»
14.05.
Конференция «20 простых способов, как помочь планете»
21.05.

В соответствии с календарным годовым графиком МБОУ Волошинская СОШ на 2023 – 2024 учебный год календарно-тематическое планирование для 7 класса разработано на 33 часа. Программа будет выполнена путём уплотнения материала.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».