Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты: ° ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению ипознанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; ° способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; ° умение контролировать процесс и результат математической деятельности; ° первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации; ° коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; ° критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; ° креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач. Метапредметные: 1) Регулятивные. Учащиеся получат возможность научиться: ° составлять план и последовательность действий; ° определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата; ° предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач; ° осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; ° концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; ° адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения. 2) Познавательные. Учащиеся получат возможность научиться: ° устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; ° формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий; ° видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни; ° выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; ° планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; ° выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач; ° интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); ° оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности). 3) Коммуникативные. Учащиеся получат возможность научиться: ° организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников; ° взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; ° прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения; ° разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; ° координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; ° аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Предметные Учащиеся получат возможность научиться: ° самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора икомпьютера; ° пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации; ° уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов; ° выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах; ° применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов; ° самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений. Содержание программы и планируемые результаты освоения по темам Элементы математической логики. Теория чисел. Логика высказываний. Диаграммы Эйлера-Венна. Простые и сложные высказывания. Высказывательные формы и операции над ними. Задачи на комбинации и расположение. Применение теории делимости к решению олимпиадных и конкурсных задач. Задачи на делимость, связанные с разложением выражений на множители. Степень числа. Уравнение первой степени с двумя неизвестными в целых числах. Графы в решении задач. Принцип Дирихле. Планируемые результаты. Обучающийся получит возможность: уметь решать логические задачи; отображать логические рассуждения геометрически; записывать сложные высказывания, формулировки теорем, аксиом, используя символы алгебры и логики; уметь применять графы и принцип Дирихле при решении задач; анализировать и осмысливать текст задачи, моделировать условие с помощью схем, рисунков, графов; строить логическую цепочку рассуждений, критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль. уметь решать задачи повышенной сложности; применять различные способы разложения на множители при решении задач; научится решать уравнения и системы уравнений первой степени с двумя переменными. Геометрия многоугольников. Площади. История развития геометрии. Вычисление площадей в древности, в древней Греции. Геометрия на клеточной бумаге. Разделение геометрических фигур на части. Формулы для вычисления объемов многогранников. Герон Александрийский и его формула.Пифагор и его последователи. Различные способы доказательства теоремы Пифагора. Пифагоровы тройки. Геометрия в древней индии. Геометрические головоломки. Олимпиадные и конкурсные геометрические задачи. О делении отрезка в данном отношении. Задачи на применение подобия, золотое сечение. Пропорциональный циркуль. Из истории преобразований. Планируемые результаты. Обучающийся получит возможность: распознавать и сопоставлять на чертежах и моделях геометрические фигуры; уметь разделять фигуры на части по заданному условию из частей конструировать различные фигуры; уметь решать задачи на нахождение площади и объема фигур, знать старинные меры измерения площадей; познакомиться с историческими сведениями о развитии геометрии, расширить кругозор в области изобразительного искусства, архитектуры, получить практические навыки изображения увеличенных картин; научиться работать над проектами, развивая исследовательские навыки. Геометрия окружности. Архимед о длине окружности и площади круга. О числе Пи. Окружности, вписанные углы, вневписанные углы в олимпиадных задачах. Планируемые результаты. Обучающийся получит возможность: распознавать и сопоставлять на чертежах и моделях окружности; уметь решать задачи на применение свойств окружности, касательной, вписанных углов и др. Теория вероятностей. Место схоластики в современном мире. Классическое определение вероятности. Геометрическая вероятность. Основные теоремы теории вероятности и их применение к решению задач. Планируемые результаты. Обучающийся получит возможность: иметь представление об элементарном событии уметь вводить обозначения для элементарных событий простого опыта, интерпретировать условия задач в виде схем и рисунков; знать, что сумма вероятностей всех элементарных событий равна единице; понимать что такое объедение и пересечение событий, что такое несовместные события; уметь решать вероятностные задачи с применением формул сложения вероятностей для несовместных событий, формулы умножения вероятностей независимых событий. Уравнения и неравенства. Уравнения с параметрами – общие подходы к решению. Разложение на множители. Деление многочлена на многочлен. Теорема Безу о делителях свободного члена, деление «уголком», решение уравнений и неравенств. Модуль числа. Уравнения и неравенства с модулем. Планируемые результаты. Обучающийся получит возможность: познакомиться с методами решения уравнения с параметрами, простых и более сложных, применением графического способа решения; овладеть навыками разложения на множители многочленов 5,3,4 степеней; научиться решать уравнения и неравенства с модулем, «двойным» модулем; Проекты. Что такое проект. Виды проектов (индивидуальный, групповой). Как провести исследование. Работа над проектами. Планируемые результаты. Обучающийся получит возможность: спланировать и подготовить творческий проект по выбранной теме, получат опыт публичных выступлений; познакомиться с основами исследовательской деятельности, приобретет опыт работы с источниками информации, интерпретировать информацию (структурировать, презентовать с помощью таблиц, диаграмм и пр.), обрабатывать информацию с помощью компьютерных программ, ресурсов Интернет; приобретет навыки самостоятельной работы для решения практических заданий, опыт коллективной работы в сотрудничестве. Примерная тематика проектов: Роль математики в архитектурном творчестве. Архитектура – дочь геометрии. Симметрия знакомая и незнакомая. Пропорции человеческого тела. Золотое сечение. Задачи о мостах. Понятие эйлерова и гамильтоновых циклов. Логические задачи – мой задачник. Дерево решений - применение для вероятностных задач. Приложение теории графов в различных областях науки и техники. Мой задачник – уравнения и неравенства с модулем. Квадратные уравнения – многообразие методов решения. Тематическое планирование № Тема 1. Элементы математической логики. Теория чисел. Количество часов 7 2. Геометрия многоугольников. 9 3. Геометрия окружности. 4 Содержание воспитательного потенциала раздела с учетом рабочей программы воспитания Вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться, приобрести социально-значимые знания Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых явлений, организация их работы с получаемой значимой информацией — инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения Создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально-значимые формы поведения № 4. Теория вероятностей. 5 5. Уравнения и неравенства. 6 6. Проекты. 3 Итого часа Тематическое календарное планирование курса Тема занятия Тема 1. Элементы математической логики. Теория чисел. Логика высказываний. Диаграммы Эйлера-Венна. 1. 1 2. 2 Простые и сложные высказывания. Высказывательные формы и операции над ними. Задачи на комбинации и расположение. 3. 3 4. 4 Применение теории делимости к решению олимпиадных и конкурсных задач. 5. 5 Задачи на делимость, связанные с разложением выражений на множители. Степень числа. Уравнение первой степени с двумя 6. 6 неизвестными в целых числах. Графы в решении задач. Принцип Дирихле. 7. 7 Тема 2. Геометрия многоугольников. Площади. История развития геометрии. Вычисление площадей 8. 8 в древности, в древней Греции. Геометрия на клеточной бумаге. Разделение геометрических 9. 9 фигур на части. 10 Формулы для вычисления объемов многогранников. Герон Александрийский и его формула. Пифагор и его последователи. Различные способы 10. 11 доказательства теоремы Пифагора. 11. 12 Различные способы доказательства теоремы Пифагора. Пифагоровы тройки. Геометрия в древней Индии. 12. 13 Геометрические головоломки. Олимпиадные и конкурсные геометрические задачи. Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых явлений, организация их работы с получаемой значимой информацией — инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения Вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться, приобрести социально-значимые знания Создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально-значимые формы поведения Дата план 04.09 11.09 18.09 25.09 02.10 09.10 16.10 23.10 13.11 20.11 27.11 04.12 11.12 Дата факт Примечания 18.12 13. 14 Геометрические головоломки. Олимпиадные и конкурсные геометрические задачи. 14. 15О делении отрезка в данном отношении. Задачи на применение 25.12 подобия, золотое сечение. 15.01 15. 16 Пропорциональный циркуль. Из истории преобразований. Тема 3. Геометрия окружности 22.01 16. 17 Архимед о длине окружности и площади круга. О числе Пи. Окружности, вписанные углы, вневписанные углы в 29.01 17. 18 олимпиадных задачах. Окружности, вписанные углы, вневписанные углы в 05.02 18. 19 олимпиадных задачах. Что такое проект. Виды проектов (индивидуальный, 12.02 19. 20 групповой). Как провести исследование. Тема 4. Теория вероятностей. Место схоластики в современном мире. Классическое 19.02 20. 21 определение вероятности. Геометрическая вероятность. 26.02 21. 22 04.03 22. 23 Основные теоремы теории вероятности и их применение к решению задач. 11.03 23. 24 Основные теоремы теории вероятности и их применение к решению задач. 18.03 24. 25 Работа над проектом. Как провести исследование. Работа с источниками информации. Тема 5. Уравнения и неравенства. 08.04 25. 26 Уравнения с параметрами – общие подходы к решению. Разложение на множители. 15.04 26. 27 27. 28Деление многочлена на многочлен. Теорема Безу о делителях 22.04 20. свободного члена, деление «уголком» Решение уравнений и неравенств. 27.04 28. 29 Решение уравнений и неравенств. 06.05 29. 30 Модуль числа. Уравнения и неравенства с модулем. 13.05 30. 31 Тема 6. Проекты. Защита проектов. Заключительное занятие. 20.05 31. 32 В соответствии с календарным годовым графиком МБОУ Волошинская СОШ на 20232024 учебный год календарно-тематическое планирование для 8 класса разработано на 32 часа. Программа будет выполнена путем уплотнения материала.