Казачество на службе России 6 -7

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностным результатом обучения является формирование:
 познавательного интереса к изучению истории казачества;
 всесторонне образованной, развитой личности;
 понимания значения культуры казачества;
 чувства гордости за свою малую родину;
 уважительного отношения к истории и культуре казаков и других народов;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и
задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые
результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать
конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения
цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки
самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках, принимать решения.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных
технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию,
самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить
логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники
информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию
из одного вида в другой.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Предметные результаты
Знать (понимать):
- основные этапы и главные события истории казачества с момента переселения и до наших дней;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе их жизни;
целостность и системность казачества;
- особенности исторического пути казачества, ее роль в истории России;
- историю возникновения казачьего войска;
- роль православия в жизни казаков;
- особенности казачьей культуры и образа жизни;
- взаимосвязь казачьей культуры с культурой края и культурой русского народа.
Уметь:
- соотносить даты событий истории края с веком;
- определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных
учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

- рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение
необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников
культуры на основе текстов и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных
исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических
событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших
исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края,
достижениям культуры;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений
современной жизни;
- высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашей области;
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные
рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- представлять результаты изучения материала в формах проекта;
- соотносить общие исторические события и отдельные факты в истории тех мест, где мы живем;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;
- осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного,
конфессионального сообщества, гражданина России.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности для 6 класса
Наименование разделов

Виды деятельности

Формы организации
занятия

Раздел 1. «История
казачества»

Познавательная
деятельность

групповая,
- индивидуальногрупповая,
- индивидуальная.
групповая,
- индивидуальногрупповая,
- индивидуальная.

Раздел
2.
нравственная,
патриотическая
художественная
казачества»

«Духовно- Познавательная
военно- деятельность
и
культура

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности для 7 класса
Наименование разделов

Виды деятельности

Формы организации
занятия

Раздел 1. «Казачья

Познавательная

групповая,

экономика»

деятельность

Раздел 2.
Познавательная
«Духовно-нравственная,
деятельность
военно-патриотическая
и
художественная
культура
казачества»

- индивидуальногрупповая,
- индивидуальная.
групповая,
- индивидуальногрупповая,
- индивидуальная.

Тематическое планирование 6 класс
Наименование
разделов
Раздел 1. «История
казачества»

Общее
количество
часов
20

Раздел 2. «Духовно- 12
нравственная,
военнопатриотическая
и
художественная
культура
казачества»
Итого: 32

Содержание воспитательного потенциала раздела
с учетом рабочей программы воспитания
Развитие
коммуникативных
компетенций
школьников воспитание у них культуры
общения, развитие умений слушать и слышать
других, уважать чужое мнение и отстаивать свое
собственное, терпимо относиться к разнообразию
взглядов людей
Развитие
коммуникативных
компетенций
школьников воспитание у них культуры
общения, развитие умений слушать и слышать
других, уважать чужое мнение и отстаивать свое
собственное, терпимо относиться к разнообразию
взглядов людей

Тематическое планирование 7 класс
Наименование
разделов
Раздел 1. «Казачья
экономика»

Общее
количество
часов
14

Раздел 2. «Духовно- 19
нравственная,
военнопатриотическая
и
художественная
культура
казачества»
Итого: 33

Содержание воспитательного потенциала раздела
с учетом рабочей программы воспитания
Развитие
коммуникативных
компетенций
школьников воспитание у них культуры
общения, развитие умений слушать и слышать
других, уважать чужое мнение и отстаивать свое
собственное, терпимо относиться к разнообразию
взглядов людей
Развитие
коммуникативных
компетенций
школьников воспитание у них культуры
общения, развитие умений слушать и слышать
других, уважать чужое мнение и отстаивать свое
собственное, терпимо относиться к разнообразию
взглядов людей

Приложение 1
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№

Тема занятия

Дата

Дата

Примечан

п\п

план

факт

ия

Раздел 1. «История казачества»
Вводный инструктаж по требованиям
04.09
безопасности и правилам поведения на занятиях.
Предмет, цели и задачи изучения раздела «История
казачества»
2
История казачества как часть общей истории
11.09
России.
3
Происхождение и формирование казачества.
18.09
4
Библия и писание Святых Отцов Церкви
25.09
5
Принципы периодизации истории
02.10
казачества. Восточнославянские племена
6
Западнославянские племена
09.10
7
Южнославянские племена
16.10
8
Древнеславянские народы в Византии, Средней и
23.10
Южной Европе, в Северном Причерноморье,
Придонье и Приазовье
9
Периодизации истории казачества
13.11.
10
Этапы развития казачества - от первого
20.11
упоминания казачества в летописях до Р.Х. и
после.
11
Ранний этап истории казачества: от первых
27.11
упоминаний в исторических источниках до
середины ХVI в
12
Казачество как военное сословие. Казачество на
04.12
службе Москвы (от Ивана IV до Екатерины П).
13
Государство, церковь и казачество от Павла I до
11.12
Николая П.
14
Казачество в годы Советской власти. (1917-1989
18.12
гг.)
15
Особенности процесса возрождения и становления 25.12
казачества на рубеже ХХ-ХХI.
16
Современные отношения государства, Церкви,
15.01
казачества.
17
Cоциально-экономическая обстановка в стране.
22.01
18
Формы разделения казачества.
29.01
19
Деятельность Синодального Комитета РПЦ
05.02
(Московский Патриархат) по взаимодействию с
казачеством.
20
Государство-Церковь Казачество: новый этап в
12.02
развитии сотрудничества.
Раздел 2. «Духовно-нравственная, военно-патриотическая и художественная культура
казачества»
21
Историко-культурные условия формирования
19.02
казачьей общности.
22
Происхождение казачества как православного
26.02
воинства.
23
Значение православной аскетической культуры в
04.03
качестве основы жизненного уклада, быта и
семейной культуры казачества.
24
Традиции святости в церковном, социальном и
11.03
воинском служении.
1

25
26
27
28
29
30
31
32

Небесные покровители казачества
Святые из казачьих родов в истории Отечества
Подвиги казачества в Отечественной войне 1812
года
М.И. Платов. Героическое служение Отечеству
Казачество в Первой мировой войне
Герои-казаки в Великой Отечественной Войне
Воинское служение казачества в послевоенный
период
Викторина «В своих сердцах мы возродим былую
славу казаков».

18.03
08.04
15.04
22.04
27.04
06.05
13.05
20.05

В соответствии с календарным годовым графиком МБОУ Волошинская СОШ на 2023-2024 учебный год
календарно-тематическое планирование для 6 класса разработано на 32 часа. Программа будет выполнена
путем уплотнения материала.

Календарно-тематическое планирование 7 класс

№
п\п
1
2
3
4
5
6
7

8
9
10

11
12
13
14

15
16
17

18
19
20
21
22
23
24
25
26

Тема занятия

Дата
план

Дата
факт

Примечания

Раздел 1. «Казачья экономика»
Вводный инструктаж по требованиям
01.09
безопасности и правилам поведения на занятиях.
Формирование казачьих поселений на границах Руси.
08.09
Географическое размещение казачьих войск.
15.09
Семья и община, как единицы хозяйственного уклада.
22.09
Традиционные для казачества формы ведения хозяйства.
29.09
Промыслы. Рыболовство.
Развитие земледелия, скотоводства, коневодства. Ярмарки 06.10
и товарообмен.
Отраслевые различия в экономике различных казачьих
13.10
Войск. Крепостное право и казачество. Казачьи
помещики.
Военные поселения (XIX век),как неудавшийся
20.10
эксперимент распространения казачьего уклада на солдат.
Казачьи земли – житница Российской Империи. Развитие 27.10
промышленности.
Стратегия развития государственной политики
10.11
Российской Федерации в отношении российского
казачества до 2020 года.
Новые направления экономической деятельности
17.11
российского казачества.
Развитие новых форм сотрудничества казачьих хозяйств.
24.11
Казачий менталитет помогает успешно развивать
01.12
экономику.
Перспективы развития новых форм казачьих хозяйств.
08.12
Раздел 2. «Духовно-нравственная, военно-патриотическая и художественная культура
казачества»
Этнокультура и этнопсихология казачества. Уважение к
15.12
другим культурам и этносам.
Духовные и межкультурные связи российского
22.12
казачества: история и современность
Зарубежное казачество: причины возникновения,
29.12
особенности, верность духовно-нравственным традициям
и казачьему братству.
Конный поход Москва-Париж: память поколений и
12.01
символ сотрудничества
Художественная литература о казачестве в Русском
19.01
Зарубежье.
Казачество и Русская Православная Церковь за рубежом:
26.01
соработничество и потенциал развития.
Казачество в живописи: реальные персонажи и
02.02
художественные произведения
Исторические личности и образы казачества в
09.02
классической литературе
Казачество в духовном и светском музыкальном
16.02
творчестве
Драматургия и кинематограф о казачестве
01.03
Казаки в произведениях М.А. Шолохова: история, быт,
15.03
вера. Уникальный «шолоховский» язык.
Образы казачества в современной культур
22.03

27
28
29
30
31
32
33

Казачий фольклор
Духовные песнопения и музыкальная культура казаков
Образ казака в поэтическом жанре
Образ казака в литературной прозе
М.Ю. Лермонтов – основоположник поэзии о кавказском
казачестве.
Образы казаков в произведениях Л.Н. Толстого.
Викторина «История и культура казачества»

05.04
12.04
19.04
26.04
03.05
17.05
24.05

В соответствии с календарным годовым графиком МБОУ Волошинская СОШ на 2023-2024 учебный год
календарно-тематическое планирование для 7 класса разработано на 33 часа. Программа будет выполнена
путем уплотнения материала.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».