Литература 11

Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Результаты ориентированы на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Эта группа результатов
предполагает:
‒ понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов
изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счёт заучивания определений и
правил, а посредством моделирования и постановки проблемных вопросов культуры,
характерных для данной предметной области;
‒ умение решать основные практические задачи, характерные для использования
методов и инструментария данной предметной области;
‒ осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и
инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к

Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально
значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному

уровню экологического мышления;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
12) совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
13) использование различных источников информации (словари, энциклопедии,
интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ‒ ИКТ-компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации;
13) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире; гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
14) понимание литературы как одной из основных национально-культурных

ценностей народа, как особого способа познания жизни;
15) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
16) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания
аналитического и интерпретационного характера, участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
17) развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
18) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п.;
19) формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину мира, отражённую в
литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего
образования выпускник на базовом уровне научится:
1) демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы,
приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
2) в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а
именно:
‒ обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в
качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся
в нём смыслы и подтексты);
‒ использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
‒ давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две
(или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе
сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность
художественного мира произведения;
‒ анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и
связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия,
способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства
раскрытия и/или развития их характеров;
‒ определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в
художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения),
оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и
смысловой наполненности, эстетической значимости;
‒ анализировать авторский выбор определённых композиционных решений в
произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определённых частей
текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое
воздействие на читателя (например, выбор определённого зачина и концовки
произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или
закрытым финалом);
‒ анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев

требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нём подразумевается
(например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
3) осуществлять следующую продуктивную деятельность:
‒ давать развёрнутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или
создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения,
демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание
принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду);
‒ выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Содержание учебного предмета
11 класс
В в е д е н и е Сложность и самобытность русской литературы XX века, отражение
в ней драматических коллизий отечественной истории. Единство и целостность
гуманистических традиций русской культуры на фоне трагедии «расколотой лиры» (разделение на советскую и эмигрантскую литературу). «Русская точка зрения» как глубинная
основа внутреннего развития классики XX века, рождения «людей-эпох», переживших
свое время.
Русская литература начала XXвека
«Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России
на рубеже веков. Разноречивость тенденций в культуре «нового времени»: от
апокалиптических ожиданий и пророчеств до радостного приятия грядущего. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве. Достижения
русского реализма в творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чехова рубежа веков.
Писатели-реалисты

н а ч а л а XX века

И.А. Бунин
Стихотворения «Венер», «Сумерки», «Слово», «Седое небо надо мной...», «Христос
воскрес! Опять с зарею...» и др. по выбору.
Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность
бунинской лирики. Органическая связь поэта с жизнью природы, точность и лаконизм
детали.
Рассказы «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое
дыхание», «Чистый понедельник».
Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. Тема
«закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». Мотивы
ускользающей красоты, пре одоления суетного в стихии вечности. Тема России, ее
духовных тайн и нерушимых ценностей.
Опорные понятия: лирическая проза, приемы словесной живописи.

М.Горький
Рассказы «Старуха Изергиль» и др. по выбору. Воспевание красоты и духовной
мощи свободного человека в горьковских рассказах-легендах. Необычность героярассказчика и персонажей легенд. Романтическая ирония автора в .
рассказах
«босяцкого» цикла. Челкаш и Гаврила как два нравственных полюса «низовой» жизни
России. Повесть «Фома Гордеев».
Протест героя-одиночки против «бескрылого» существования, «пустыря в душе».
Противопоставление могучей красоты Волги алчной идеологии маякиных. Призыв к
раскрепощению человеческой души как главная черта горьковского «нового реализма».
Пьеса «На дне».
Философско-этическая проблематика пьесы о людях «дна». Спор героев о правде
и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Принцип многоголосия в
разрешении основного конфликта драмы. Сложность и неоднозначность авторской
позиции.
Опорные понятия: романтизированная проза; принцип полилога и полифонии в
драме.
А.И. Куприн
Повести «Олеся», «Поединок. Колорит повести.
Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества
(«Поединок»). Трагизм нравственного противостояния героя и среды. Развенчание
«правды» Назанского и Шурочки Ивановой. Символичность названия повести.
Рассказ «Гранатовый браслет».
Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Своеобразие
«музыкальной» организации повествования. Роль детали в психологической обрисовке
характеров и ситуаций.
Л.Н. Андреев
Рассказы «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского».
«Бездны» человеческой души как главный объект изображения в творчестве Л.Н.
Андреева. Переосмысление евангельских сюжетов в философской прозе писателя.
Устремленность героев Л.Н. Андреева к вечным вопросам человеческого бытия.
Своеобразие андреевского стиля, выразительность и экспрессивность художественной
детали.
Опорные понятия: неореализм; евангельский мотив.
«Серебряный век»русской поэзии

Истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного
ренессанса». Художественные открытия поэтов «нового времени»: поиски новых форм,
способов лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в
обществе. Основные направления в русской поэзии начала XX века (символизм, акмеизм,
футуризм).
Символизм и русские поэты-символисты
Предсимволистские тенденции в русской поэзии (творчество С. Надсона, К.
Фофанова, К. Случевского и др.). Манифесты, поэтические самоопределения, творческие
дебюты поэтов-символистов. Образный мир символизма, принципы символизации,
приемы художественной выразительности. Старшее поколение символистов (Д.
Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и др.) и младосимволисты (А. Блок,
А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов и др.).
В.Я. Брюсов
Стихотворения «Каменщик», «Дедал и Икар», «Юному поэту», «Кинжал»,
«Грядущие гунны» и др. по выбору.
В.Я. Брюсов как идеолог русского символизма. Стилистическая строгость,
образно-тематическое единство лирики В.Я. Брюсова. Феномен «обрусения» античных
мифов в художественной системе поэта. Отражение в творчестве художника
«разрушительной свободы» революции.
К.Д. Бальмонт
Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Челн томленья»,
«Придорожные травы», «Сонеты солнца» и др. по выбору.
«Солнечность» и «моцартианство» поэзии Бальмонта, ее созвучность
романтическим настроениям эпохи. Благозвучие, музыкальность, богатство цветовой
гаммы в лирике поэта. Звучащий русский язык как «главный герой » стихотворений К.Д.
Бальмонта. И.Ф. Анненский Стихотворения «Среди миров», «Маки», «Старая шарманка», «Смычок и струны», «Стальная цикада», «Старые эстонки» и др. по выбору.
Поэзия И.Ф. Анненского как необходимое звено между символизмом и
акмеизмом. Внутренний драматизм и исповедальность лирики И.Ф. Анненского. Жанр
«трилистника» в художественной системе поэта. Глубина лирического самоанализа и
чуткость к «шуму повседневности» в поэзии И.Ф. Анненского.
Ко всей теме « С и м в о л и з м и р у с с к и е п о э т ы - с и м в о л и с т ы »
Опорные понятия: звукообраз; принцип символизации в поэзии; музыкальность
стиха.
А.А. Блок
Стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «Вресторане», «Вхожу я в
темные храмы...», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На железной

дороге», «О, я хочу безумно жить...», «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы» и др.
по выбору.
Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме».
Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе
«вочеловечения» поэтического дара. Стихи поэта о России как трагическое
предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного языка
Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.
Поэма «Двенадцать».
Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий » в поэме.
Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы.
Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финала
«Двенадцати».
Опорные понятия: циклизация лирики, реминисценция, аллюзия.
П р е о д о л е в ш и е с и м в о л и з м Истоки и последствия кризиса символизма в
1910-е годы. Манифесты акмеизма и футуризма. Эгофутуризм (И. Северянин) и
кубофутуризм (группа «будетлян»). Творчество В. Хлебникова и его «программное»
значение для поэтов-кубофутуристов. Вклад Н. Клюева и «новокрестьянских поэтов» в
образно-стилистическое богатство русской поэзии XX века. Взаимовлияние символизма
и реализма.
Н.С.Гумилев
Стихотворения «Слово»,
«Жираф», «Кенгуру», «Волшебная
«Заблудившийся трамвай», «Шестое чувство» и др. по выбору.

скрипка»,

Герой-маска в ранней поэзии Н.С. Гумилева. «Муза дальних странствий» как
поэтическая эмблема гумилевского неоромантизма.
Экзотический колорит
«лирического эпоса» 127Н.С. Гумилева. Тема истории и судьбы, творчества и творца в
поздней лирике поэта.
Страдивариуса».
А.А. Ахматова
Стихотворения «Мне голос был... Он звал утешно...», «Песня последней встречи»,
«Мне ни к чему одические рати...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Я научилась
просто, мудро жить...», «Молитва», «Когда в тоске самоубийства...», «Высокомерьем
дух твой помрачен...», «Мужество», «Родная земля» и др. по выбору.
Психологическая глубина и яркость любовной лирики А.А. Ахматовой. Тема
творчества и размышления о месте художника в «большой» истории. Раздумья о
судьбах России в исповедальной лирике А.А. Ахматовой. Гражданский пафос
стихотворений военного времени. Поэма «Реквием».

Монументальность, трагическая мощь ахматовского «Реквиема». Единство
«личной» темы и образа страдающего народа. Библейские мотивы и их идейно-образная
функция в поэме. Тема исторической памяти и образ «бесслезного» памятника в финале
поэмы.
Опорные понятия:исповедальность лирического произведения; микроцикл.
М.И. Цветаева
Стихотворения «Попытка ревности», «Моим стихам, написанным так рано...»,
«Кто создан из камня, кто создан и.! глины...», «Мне нравится, что Вы больны не
мной...», «Молитва», «Тоска по родине! Давно...», «Куст», «Рассвет на рельсах»,
«Роландов Рог», «Стихи к Блоку» ( «Имя твое — птица в руке...») и др. по выбору.
Уникальность поэтического голоса М. Цветаевой, ее поэтического темперамента.
Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. Исповедальность, внутренняя
самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительные черты
цветаевской лирики. Тема Родины, «собирание» России в произведениях разных лет.
Поэт и мир в творческой концепции Цветаевой, образно-стилистическое своеобразие
ее поэзии.
Опорные понятия: поэтический темперамент; дискретность, (прерывистость)
стиха.
А.Аверченко и группа журнала«Сатирикон»
Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве А. Аверченко, Н. Тэффи,
Саши Черного, Дон Аминадо. Темы и мотивы сатирической новеллистики А. Аверченко
дореволюционного и эмигрантского периода («Дюжина ножей в спину революции»).
Мастерство писателя в выборе приемов комического.
У литературной карты России
Обзор творчества М.М. Пришвина, М.А. Волошина — По выбору учителя и
учащихся. Феномен «сгущения добра», идея жизнетворчества в прозе М. Пришвина.
Отражение «узла мировых драм» в поэтическом творчестве М. Волошина.
Октябрьская революция и литературный процесс
годов

20-х

Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений.
Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи
(«Апокалипсис нашего времени» В.В. Розанова, «Окаянные дни» И.А. Бунина, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Молитва о России» И. Эренбурга, «Плачи» А.М.
Ремизова, «Голый год» Б. Пильняка и др.). Литературные группировки, возникшие
после Октября 1917 года (Пролеткульт, «Кузница», ЛЕФ, конструктивизм, имажинизм,
«Перевал», «Серапионовы братья» и др.).

Возникновение «гнездрассеяния» эмигрантской части «расколотой лиры » (отъезд
за границу И. Бунина, И. Шмелева, А. Ремизова, Г. Иванова, Б. Зайцева, М. Цветаевой,
А. Аверченко и др.).
Тема Родины и революции в произведениях писателей «новой волны» («Чапаев»
Д.
Фурманова,
«Разгром»
А.Фадеева,
«Конармия»И.Бабеля,
«Донские
рассказы»М.Шолохова, «Сорок первый» Б. Лавренева и др.).
Развитие жанра антиутопии в романах Е. Замятина «Мы» и А. Платонова
«Чевенгур». Развенчание идеи «социального рая на земле », утверждение ценности
человеческой «единицы ». Юмористическая проза 20-х годов. Стилистическая яркость и
сатирическая заостренность новеллистического сказа М. Зощенко (рассказы 20-х гг.).
Сатира с философским подтекстом в романах И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать
стульев» и «Золотой теленок».
В.В. Маяковский
Стихотворения «А вы могли бы?..»,
«Ночь»,
«Нате!», «Послушайте!»,
«Скрипка и немножко нервно...», «О дря ни», «Прозаседавшиеся», «Разговор с
фининспектором о поэзии», «Лиличка», «Юбилейное» и др. по выбору.
Тема поэта и толпы в ранней лирике В.В. Маяковского. Город как «цивилизация
одиночества» в лирике поэта. Тема «художник и революция», ее образное воплощение в
лирике поэта. Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях.
Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского. Новаторство
поэта в области художественной формы.
Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление).
Бунтарский пафос «Облака в штанах»: четыре «долой!» как сюжетнокомпозиционная основа поэмы. Соединение любовной темы с социально-философской
проблематикой эпохи. Влюбленный поэт в «безлюбом» мире, несовместимость понятий
«любовь» и «быт» («Про это»). Поэма «Во весь голос» как попытка диалога с потомками,
лирическая исповедь поэта-гражданина.
С.А. Есенин
Стихотворения «Той ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах
багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Спит ковыль...», «Чую радуницу
божью...», «Над темной прядью ...», «В том краю, где желтая крапива...», «Собаке
Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь
советская» и др. по выбору.
Природа родного края и образ Руси в лирике С.А. Есенина. Религиозные
мотивы в ранней лирике поэта. Трагическое противостояние города и деревни в
лирике 20-х годов. Любовная тема в поэзии С.А. Есенина. Богатство поэтической
речи, народно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской
поэтики.
Поэмы «Пугачев», «Анна Онегина».

Поэзия «русского бунта» и драма мятежной души в драматической поэме
«Пугачев». Созвучность проблематики поэмы революционной эпохе.
Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее
нравственно-философская проблематика. Мотив сбережения молодости и души как
главная тема «позднего» С.А. Есенина.
Опорные понятия: имажинизм как поэтическое течение; лироэпическая поэма.
Литературный

п р о ц е с с 30-х — н а ч а л а 4 0 - х г о д о в

Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе и искусстве.
Сложное единство оптимизма и горечи, идеализма и страха, возвышения человека
труда и бюрократизации власти.
Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П.
Васильева и М. Исаковского (символический образ России — Родины). Лирика Б.
Корнилова, Дм. Кедрина, М. Светлова, А. Жарова и др.
Литература на стройке: произведения 30-х годов о людях труда («Энергия»
Ф. Гладкова, «Соть» Л. Леонова, «Гидроцентраль» М. Шагинян, «Время, вперед!»В.
Катаева, «Люди из захолустья» А. Малышкина и др.).
Человеческий и творческий подвиг Н. Островского. Уникальность и полемическая
заостренность образа Павла Корчагина в романе «Как закалялась сталь».
Тема коллективизации в литературе. Трагическая судьба Н. Клюева и поэтов
«крестьянскойкупницы». Поэма А. Твардовского «Страна Муравия» и роман М.
Шолохова «Поднятая целина».
Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение.
Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 30-е годы. Ностальгический
реализм И. Бунина, Б. Зайцева, И. Шмелева. «Парижская нота» русской поэзии 30-х
годов. Лирика Г. Иванова, Б. Поплавского, Н. Оцупа, Д. Кнута, Л. Червинской и др.
А.Н. Толстой
Попытки художественно осмыслить личность царя-реформатора в ранней прозе А.
Рассказ «Лень Петра», роман «Петр Первый».
Толстого («День Петра»). Углубление образа Петра в «романном» освоении темы.
Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в
образе Петра. Образы сподвижников царя и противников петровских преобразований.
Проблемы народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора.
Жанровое, композиционное и стилистико-языковое своеобразие романа.
Опорные понятия: историко-биографическое повествование; собирательный образ
эпохи.
М.А. Шолохов

Роман-эпопея «Тихий Дон».
Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса. «Донские рассказы»
как пролог «Тихого Дона». Картины жизни донского казачества в романе. Изображение
революции и Гражданской войны как общенародной трагедии. Идея Дома и святости
семейного очага в романе. Роль и значение женских образов в художественной системе
романа. Сложность, противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова,
отражение в нем традиций народного правдоискательства. Художественностилистическое своеобразие «Тихого Дона». Исторически-конкретное и вневременное в
проблематике шолоховского романа-эпопеи.
Опорные понятия: хронотоп романа-эпопеи; гуманистическая концепция
истории в литературе.
М.А. Булгаков
Романы

«Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» — по выбору.

Многослойность исторического пространства в «Белой гвардии». Проблема
нравственного самоопределения личности в эпоху смуты. Дом Турбиных как островок
любви и добра в бурном море Истории. Сатирическое изображение политических
временщиков, приспособленцев, обывателей (гетман, Тальберг, Лисович). Трагедия
русской интеллигенции как основной пафос романа.
«Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской
проблематикой. Взаимодействие трех повествовательных пластов в образнокомпозиционной системе романа. Нравственно-философское звучание «ершалаимских»
глав. Сатирическая «дьяволиада» М.А. Булгакова в романе. Неразрывность связи любви и
творчества в проблематике «Мастера и Маргариты». Путь Ивана Бездомного в обретении
Родины.
Опорные понятия: «исторический пейзаж»; карнавальный смех; очерк нравов.
Б.Л. Пастернак
Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идет», «Плачущий
сад», «В больнице», «Зимняя ночь», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой
сути...», «Определение поэзии», «Гефсиманский сад» и др. по выбору.
Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Л. Пастернака.
Неразрывность связи человека и природы, их взаимотворчество. Любовь и поэзия, жизнь
и смерть в философской концепции Б.Л. Пастернака. Трагизм гамлетовского
противостояния художника и эпохи в позднем творчестве поэта. Метафорическое
богатство и образная яркость лирики Б.Л. Пастернака.
Роман «Доктор Живаго ».
Черты нового лирико-религиозного повествования в романе Б.Л. Пастернака.
Фигура Юрия Живаго и проблема интеллигенции и революции в романе.
Нравственные искания героя, его отношение к революционной доктрине «переделки

жизни». «Стихотворения Юрия Живаго» как финальный лирический аккорд
повествования.
Опорные понятия: метафорический ряд; лирико-религиозная проза.
А.П. Платонов
Рассказы «Возвращение», «Июльская гроза», «Фро», повести
человек», «Котлован» — по выбору.

«Сокровенный

Оригинальность, самобытность художественного мира А.П. Платонова. Тип
платоновского героя — мечтателя, романтика, правдоискателя. «Детскость» стиля и
языка писателя, тема детства в прозе А.П. Платонова. Соотношение «задумчивого»
авторского героя с революционной доктриной «всеобщего счастья». Смысл
трагического финала повести «Котлован», философская многозначность ее названия.
Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе писателя.
Опорные понятия: индивидуализированный стиль писателя; литературная
антиутопия.
В.В. Набоков
Роман «Машенька».
Драматизм эмигрантского небытия героев «Машеньки». Образ Ганина и тип
«героя компромисса». Своеобразие сюжетно-временной организации повествования.
Черты чеховских «недотеп» в обывателях пансиона фрау Дорн. Словесная пластика
Набокова в раскрытии внутренней жизни героев и описании «вещного» быта. Горькоироническое звучание финала романа.
Опорные понятия: элитарная проза; литературное двуязычие.
Литература периода Великой Отечественной войны
Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей.
Публицистика времен войны (А. Толстой, И. Эренбург, Л. Леонов, О. Берггольц, Ю.
Гроссман и др.).
Лирика военных лет. Песенная поэзия В. Лебедева-Кумача, М. Исаковского, Л.
Ошанина, Е. Долматовского, А. Суркова, А. Фатьянова.
Жанр поэмы в литературной летописи войны («Зоя» М. Алигер, «Сын» П.
Антокольского, «Двадцать восемь» М. Светлова и др.). Поэма А. Твардовского «Василий
Теркин» как вершинное произведение времен войны. Прославление подвига народа и
русского солдата в «Книге про бойца».
Проза о войне. «Дни и ночи» К. Симонова, «Звезда» Э. Казакевича, «Спутники» В.
Пановой, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого,
«В окопах Сталинграда» В. Некрасова и др.
А.Т. Твардовский

Стихотворения «Вся суть в одном-единственном завете...», «О сущем»,
«Дробится рваный цоколь монумента...», «Я знаю, никакой моей вины...», «Памяти
матери», «Я сам дознаюсь, доищусь...», «В чем хочешь человечество вини..я и др. по
выбору.
Доверительность и теплота лирической интонации А. Твардовского. Любовь к
«правде сущей» как основной мотив «лирического эпоса» художника. Память войны,
тема нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет.
Философская проблематика поздней лирики поэта.
Поэма «По праву памяти».
«По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого,
настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого.
Гражданственность и нравственная высота позиции автора.
Опорные понятия: лирико-патриотический пафос; лирический эпос.
Литературныйпроцесс50 — 80-х годов
Осмысление Великой Победы 1945 года в 40—50-е годы XX века. Поэзия Ю.
Друниной, М. Дудина, М. Луконина, С. Орлова, А. Межирова.
Проза
советских
писателей,
выходящая
за
рамки
нормативов
социалистического реализма (повести К. Паустовского, роман Л. Леонова «Русский
лес», очерки «Районные будни» В. Овечкина и др.).
«Оттепель» 1953—1964 годов — рождение нового типа литературного
движения. Новый характер взаимосвязей писателя и общества в произведениях В.
Дудинцева, В. Тендрякова, В. Розова, В. Аксенова, А. Солженицына и др.
Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие
поэзии Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Н.
Рубцова, Ю. Кузнецова и др.
«Окопный реализм» писателей-фронтовиков 60—70-хгодов. Проза Ю. Бондарева,
К. Воробьева, А. Ананьева, В. Кондратьева, Б. Васильева, Е. Носова, В. Астафьева.
«Деревенская проза» 50—80-х годов. Произведения С. Залыгина, Б. Можаева, В.
Солоухина, Ю. Казакова, В. Белова и Лр. Рождение мифо-фольклорного реализма
(повести В. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матёрой» и др.). Нравственнофилософская проблематика пьес А. Вампилова, прозы В.Астафьева, Ю. Трифонова, В.
Маканина, Ю. Домбровского, В. Крупина.
Историческая романистика 60—80-х годов. Романы В. Пикуля, Д. Балашова, В.
Чивилихина. «Лагерная» тема в произведениях В. Шаламова, Е. Гинзбург, О. Волкова, А.
Жигулина.
Авторская песня как песенныймонотеатр 70—80-х годов. Поэзия Ю. Визбора, А.
Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Башлачева.

Н.А.Заболоцкий
Стихотворения «Гроза идет», «Можжевеловый куст», «Не позволяй душе
лениться...», «Лебедь в зоопарке», «Я воспитан природой суровой...» и др. по выбору.
Н. Заболоцкий и поэзия обэриутов. Вечные вопросы о сущности красоты и
единства природы и человека в лирике поэта. Жанр совета, размышления-предписания в
художественной концепции Н. Заболоцкого. Интонационно-ритмическое и образное
своеобразие лирики Заболоцкого.
Опорные понятия: поэзия ОБЭРИУ; натурфилософская лирика.
В.М. Шукшин
Рассказы «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал».
Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков». Народ и «публика» как
два нравственно-общественных полюса в прозе В. Шукшина. Сочетание внешней
занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах писателя. Тема
города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе.
Опорные понятия: герой-«чудик»; пародийность художественного языка.
А.И. Солженицын
Повесть «Один день Ивана Денисовича ».
Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана
Денисовича ». «Лагерь с точки зрения мужика, очень народная вещь» (А.Твардовский).
Яркость и точность авторского бытописания, многообразие человеческих типов в
повести. Детскость души Ивана Денисовича, черты праведничества в характере героя.
Смешение языковых пластов в стилистике повести.
Продолжение темы народногоправедничества в рассказе «Матренин двор».
Черты «нутряной» России в облике Матрены. Противопоставление исконной Руси
России чиновной, официозной. Символичность финала рассказа и его названия.
Опорные понятия: двуединство героя и автора в эпосе; тип героя-праведника.
Новейшая русская проза и поэзия

80 — 9 0 - х г о д о в

Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурноисторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена
нравственных критериев и т.п.).
Проза с реалистической доминантой. Глубокий психологизм, интерес к
человеческой душе в ее лучших проявлениях в прозе Б. Екимова, Е. Носова, Ю.
Бондарева, П. Проскурина, Ю. Полякова и др. Новейшая проза Л. Петрушевской, С.
Каледина, В. Аксенова, А. Проханова. «Людочка» В. Астафьева и «Нежданнонегаданно» В. Распутина как рассказы-предостережения, «пробы» из мутного потока
времени. «Болевые точки» современной жизни в прозе В. Маканина, Л. Улицкой, Т. Тол-

стой, В. Токаревой и др. Противоречивость, многосоставность романа В. Астафьева
«Прокляты и убиты».
Эволюция прозы и поэзии с модернистской и постмодернистской доминантой.
Многообразие течений и школ «новейшей» словесности («другая литература»,
«андеграунд», «артистическая проза», «соц-арт», «новая волна» и т.п.).
Поэма в прозе «Москва—Петушки» В.Ерофеева как воссоздание «новой
реальности», выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность»
прозы В. Пелевина, ее «игровой» характер.
Ироническая поэзия 80—90-х годов. И. Губерман, Д. Пригов, Т. Кибиров и др.
Поэзия и судьба И. Бродского. Воссоздание «громадного мира зрения» в
творчестве поэта, соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох.
Литература Дона. Любимые авторы. Любимые герои.

Тематическое планирование

№
п/п

Наименова
ние
разделов и
тем

Общее
количе
ство
часов

11 класс

Из них

Теоре Контрол
тичес ьные
кие
1

Введение

1

1

2

Литература
начала
ХХ века

1

1

3

Литература
20-х годов
ХХ века

69

65

2

Содержание воспитательного
потенциала раздела с учетом
рабочей программы воспитания

Развитие
речи

2

Установление
доверительных
отношений между учителем и его
учениками,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися требований и просьб
учителя,
привлечению
их
внимания к обсуждаемой на
уроке информации, активизации
их познавательной деятельности.
Применение
на
уроке
интерактивных форм работы
учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную
мотивацию
школьников;
дидактического
театра,
где
полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных
постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность
приобрести
опыт
ведения
конструктивного
диалога;
групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников
командной работе и
взаимодействию
с
другими
детьми. Включение в уроки
игровых
процедур,
которые
помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных отношений в
классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во
время урока.
Привлечение внимания
школьников к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с

получаемой на уроке социально
значимой информацией,
инициирование
ее
обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней
отношения. Использование
воспитательных возможностей
содержания учебного предмета
через демонстрацию
детям
примеров ответственного,
гражданского поведения,
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, задач для решения
проблемных ситуаций для
обсуждения в классе.
Инициирование и поддержка
исследовательской
деятельности
школьников
в
рамках
реализации
индивидуальных
и групповых
исследовательских проектов, что
даст школьникам возможность
приобрести
навык
самостоятельного
решения
теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления
собственных
идей,
навык
уважительного
отношения
к
чужим идеям.

4

Литература
30-х годов
ХХ века

18

17

5

Литература
периода
Великой
Отечественной войны

3

3

Использование воспитательных
возможностей содержания
учебного предмета через
демонстрацию детям примеров
ответственного, гражданского
поведения, проявления
человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций, для
обсуждения в классе.

6

Литературный процесс
50-80-х

2

2

Применение на уроке
интерактивных форм работы
учащихся: интеллектуальных игр,

1

стимулирующих познавательную
мотивацию школьников;
дидактического театра, где
полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных
постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность
приобрести опыт ведения
конструктивного диалога;
групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников
командной работе и
взаимодействию с другими
детьми. Включение в уроки
игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний,
налаживанию позитивных
межличностных отношений в
классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во
время урока.
Привлечение внимания
школьников к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально
значимой информацией –
инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения.

годов

7

Новейшая
русская
проза
и
поэзия
последних
десятилетий.

3

3

8

Итоги

2

1

9

Литература
Дона

3

3

1

Побуждение школьников
соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими
(учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации.
Инициирование и поддержка
исследовательской
деятельности школьников в
рамках реализации
индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что
даст школьникам возможность
приобрести навык
самостоятельного решения

теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления
собственных идей, навык
уважительного отношения к
чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей,
навык публичного выступления
перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания
своей точки зрения.
10

Итого

102

96

3

3

Приложение 1
Календарно-тематическое планирование

11 класс

№

Раздел. Тема

п/п

Дата
план

Введение - 1 ч
1

Введение. Сложность и самобытность русской литературы 20 века.

01.09

Литература начала ХХ века – 1 ч
2

Обзор русской литературы первой половины 20-го века

04.09

Литература 20-х годов ХХ века -69 ч
3

И.А. Бунин. Философская и психологическая насыщенность лирики.

07.09

4

Органическая связь поэта с жизнью природы, точность и лаконизм
детали.

08.09

5

«Антоновские яблоки». Бунинская поэтика «остывших» усадеб.

11.09

6

«Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и
образ «нового человека»

14.09

7

«Легкое дыхание». Чистота души и любовь к жизни героини.

15.09

8

А.И. Куприн «Олеся». Внутренняя цельность и красота
«природного» человека.

18.09

9

«Поединок». Мир армейских отношений как отражение кризиса
общества.

21.09.

10

«Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл.

22.09

11

Р. Р.Сочинение по творчеству Куприна и Бунина (обучающий этап)

25.09

12

Р.Р. Сочинение по творчеству Куприна и Бунина.

28.09

13

М.Горький. Романтизм в рассказе «Макар Чудра».

29.09

Р.К.Романтизм в литературе Дона.

Дата
факт

Примечан
ие

14

Старуха «Изергиль». Воспевание красоты и духовной мощи
свободного человека.

02.10

15

Протест героя-одиночки против «бескрылого существования» в
повести «Фома Гордеев»

05.10

16

«На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна.

06.10

17

«На дне». Спор героев о правде и мечте как образно- тематический
стержень пьесы.

09.10

18

Р.Р. Творческая работа по творчеству М.Горького

12.10

19

Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский
ренессанс» (обзор).

13.10

20

Истоки русского символизма. В. Брюсов.

16.10

21

К. Бальмонт. «Солнечность» и «моцартианство» поэзии .

19.10

22

И. Ф. Анненский. Внутренний драматизм и исповедальность лирики. 20.10

23

А. Белый. Тема родины, боль и тревоги за судьбу России.

23.10

24

Истоки русского акмеизма. Утверждение красоты земной жизни.

26.10

25

Н. С. Гумилев. Своеобразие лирических сюжетов.

27.10

26

Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос, проблематика.

09.11

27

И. Северянин. Оригинальность словотворчества.
В. Хлебников. Творчество поэта.

10.11

28

Контрольная работа «Литература серебряного века».

13.11

29

А. А. Блок. Жизнь и судьба поэта.

16.11

30

Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной
Даме».

17.11

31

Столкновение идеальных верований художника со «страшным
миром».

20.11

32

Стихи о России как трагическое предупреждение об эпохе
«неслыханных перемен».

23.11

33

Особенности образного языка Блока.

24.11

34

Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как
отражение» музыки стихий» в поэме.

27.11

35

Образ Христа и христианские мотивы в поэме. Споры по поводу
финала

30.11

36

Ч. Айтматов «Плаха» (обзор).

01.12

37

«Плаха». Нравственное звучание, христианские мотивы
произведения.

04.12

38

А.А. Ахматова. Психологическая глубина и яркость любовной
лирики.

07.12

39

Тема творчества и размышления о месте художника в истории.

08.12

40

Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике.

11.12

41

«Реквием». Монументальность, трагическая мощь поэмы.

14.12

42

Тема исторической памяти в финале поэмы.

15.12

43

Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи.

18.12

44

Исповедальность, внутренняя самоотдача как отличительная черта
поэзии М. Цветаевой.

21.12

45

Тема Родины. Поэт и мир.

22.12

46

Р.Р. Сочинение « Философская направленность поэзия
серебряного века»

25.12

47

Развитие традиций отечественной сатиры.

28.12

48

Темы и мотивы сатирической новеллистики А. Аверченко.

29.12

49

Феномен «сгущения добра», идея жизнетворчества в прозе М.
Пришвина.

11.01

12.01

50

Литература послереволюционных лет как документ эпохи. А Фадеев
«Разгром».

51

Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован»

15.01

52

Пространство и время в повести.

18.01

53

Метафоричность художественного мышления в повести.

19.01

54

Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы».

22.01

55

Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е.И.
Замятина «Мы»)

25.01

56

О. Мандельштам. Жизнь и творчество.

26.01

57

Трагизм поэтического мышления О. Мандельштама.

29.01

58

В. Маяковский. Тема поэта и толпы в ранней лирике.

01.02

59

Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике
пота.

02.02

60

Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях.

05.02

61

Любовная лирика Маяковского

08.02

62

Поэма « Облако в штанах». Проблематика, художественное
своеобразие.

09.02

63

С.А. Есенин. Жизнь и творчество.

12.02

64

Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов.

15.02

65

Любовная тема в поэзии Есенина.

16.02

66

Поэма «Пугачев». Поэзия русского бунта» и драма мятежной души.

19.02

67

Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна
Снегина.

22.02

68

«Анна Снегина». Нравственно-философская проблематика.

26.02

Литература 30-х годов ХХ века -18 ч
69

Драматургия. Проблематика пьес В. Шкваркина и Арбузова.

29.02

70

Проза 30-х годов о людях труда.

01.03

71

Тема коллективизации в литературе.

04.03

Трагическая судьба Н. Клюева и поэтов «крестьянской купницы».
72

А. Н. Толстой. Роман «Петр Первый» .Основные этапы становления
исторической личности.

07.03

73

Проблема народа и власти, личности и истории в художественной
концепции автора.

11.03

74

М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон».

14.03

75

Картины жизни донского казачества.

15.03

76

Изображение революции и Гражданской войны как общенародной
трагедии.

18.04

77

Роль и значение женских образов в художественной системе романа.

21.03

78

Сложность и противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория

22.03

Мелехова.
79

Художественно-стилистическое своеобразие романа.

04.04

80

Р.Р. Сочинение по роману «Тихий Дон». Проблемный анализ
текста.

05.04

81

М.А. Булгаков. Жизнь в романах. « Мастер и Маргарита» - романлабиринт.

08.04

82

Взаимодействие трех повествовательных пластов в образнокомпозиционной системе романа.

11.04

83

Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав.

12.04

84

Сатирическая «дьяволиада» Булгакова в романе.

15.04

85

Неразрывность связи любви и творчества в проблематике романа.
Мастер и его Маргарита.

18.04

86

Б. Л. Пастернак. Единство человеческой души и стихии мира в
лирике.

19.04

87

«Доктор Живаго». Интеллигенция и революция в романе

22.04

88

А. Платонов. «Сокровенный человек». Тип платоновского героя правдоискателя.

25.04

89

В. Набоков. «Машенька». Драматизм эмигрантского небытия героев. 26.04

Литература периода Великой Отечественной войны – 2ч
90

Литература периода Великой Отечественной войны. Лирика. Жанр
поэмы в литературной летописи войны. М Алигер «Зоя».

02.05

91

А. Т. Твардовский. Поэзия Ю. Друниной. Осмысление Великой
победы 1945 года в 40-50-е годы 20-го века.

03.05

Литературный процесс 50-80-х годов – 1ч
92

Н. А. Заболоцкий. Вечные вопросы о сущности. В. М. Шукшин.
Колоритность и яркость героев-чудиков

06.05

Итоги. Новейшая русская проза и поэзия последних десятилетий. Литература Дона. -2 ч
93

Контрольная работа за курс 11 класса.

16.05

94

А. И. Солженицын. « Архипелаг ГУЛАГ»- фрагменты. Новейшая
русская реалистическая проза и поэзия (обзор).

17.05

95

А. И. Солженицын. « Архипелаг ГУЛАГ»- фрагменты. Новейшая

20.05

русская реалистическая проза и поэзия (обзор).
96

Литература Дона.Проза.

23.05

97

Литература Дона.Поэзия.

24.05

В соответствии с календарным годовым графиком МБОУ Волошинская СОШ на
2023-20234 учебный год календарно- тематическое планирование для 11 класса
разработано на 97 часов. Программа будет выполнена путем уплотнения материала.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».