Информатика 11

Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса, дисциплины
(модуля)
Цели изучения общеобразовательного предмета «Информатика» направлены на достижение
образовательных результатов, которые структурированы по ключевым задачам общего
образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности.
Результаты включают в себя личностные, метапредметные и предметные. Личностные и
метапредметные результаты являются едиными для базового и профильного уровней.
Личностные:

сформированность
основ
саморазвития
и
самовоспитания в
соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
 навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
 принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
 бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных общественных, государственных, общенациональных проблем;

сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики;
 развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности.
 владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с позиций ее
свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной ответственности за
качество окружающей информационной среды;
 оценка окружающей информационной среды и формулирование предложений по ее
улучшению;
 организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых
программных средств;
 использование обучающих, тестирующих программы и программы-тренажеры для
повышения своего образовательного уровня и подготовке к продолжению обучения.
Метапредметные:
 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать
все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов

деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
 владение
навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
 готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
 умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
 владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
 смысловое чтение;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
владение устной и письменной речью;
 формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
 владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа
ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;
 получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования;
формализации структурирования информации; компьютерного эксперимента при
исследовании различных объектов, явлений и процессов;
 умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать
защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
 владение навыками работы с основными, широко распространенными средствами
информационных и коммуникационных технологий;
 умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при
выполнении проекта.
Предметные:
В сфере познавательной деятельности:
 освоение основных понятий и методов информатики;
 умение интерпретировать сообщение с позиций их смысла, синтаксиса, ценности;
 умение выделять информационные системы и модели в естественнонаучной, социальной и
технической областях;
 умение анализировать информационные модели с точки зрения их адекватности объекту и
целям моделирования, исследовать модели с целью получения новой информации об объекте;
 владеть навыками качественной и количественной характеристики информационной модели;
 приобретения навыков оценки основных мировоззренческих моделей;
 умение проводить компьютерный эксперимент для изучения построенных моделей и
интерпретировать их результаты;
 умение определять цели системного анализа;
 умение анализировать информационные системы разной природы, выделять в них

системообразующие и системоразрушающие факторы;
 умение выделять воздействие внешней среды на систему и анализировать реакцию системы
на воздействие извне;
 умение планировать действия, необходимые для достижения заданной цели;
 умение измерять количество информации разными методами;
 умение выбирать показатели и формировать критерии оценки, осуществлять оценку моделей;
 умение строить алгоритм решения поставленной задачи оценивать его сложность и
эффективность;
 умение приводить примеры алгоритмически неразрешимых проблем;
 умение анализировать разные способы записи алгоритмов;
 умение реализовывать алгоритмы с помощью программ и программных средств;
 умение ставить вычислительные эксперименты при использовании информационных моделей
в процессе решения задач;
 умение сопоставлять математические модели задачи и их компьютерные аналогии.
В сфере ценностно-ориентационной деятельности:
 приобретение навыков информационной деятельности, осуществляемые в соответствии с
правами и ответственностью гражданина;
 развитие уважения к правам других людей и умение отстаивать свои права в вопросах
информационной безопасности личности;
 готовность к работе о сохранении и преумножении общественных информационных
ресурсов; готовность и способность нести личную ответственность за достоверность
распространяемой информации;
 умение оценивать информацию, умение отличать корректную аргументацию от
некорректной;
 осознание проблем, возникающих при развитии информационной цивилизации, и возможных
путей их разрешения;
 приобретение опыта выявления социальных информационных технологий со скрытыми
целями.;
 осознание того, что информация есть стратегический ресурс государства;
 умение применять информационный подход к оценке исторических событий;
 умение анализировать причины и последствия основных информационных революций;
 умение оценивать влияние уровня развития информационной культуры на социальноэкономическое развитие общества;
 осознание того, что право на информацию, есть необходимое условие информационной
свободы личности;
 осознание глобальной опасности технократизма;
 приобретение опыта анализа правовых документов, посвящённых защите информационных
интересов личности и общества;
 умение выявлять причины информационного неравенства и находить способы его
преодоления;
 знакомство с методами ведения информационных войн.
В сфере коммуникативной деятельности:
 осознание коммуникации как информационного процесса, роли языков, а том числе
формальных, в организации коммуникативных процессов;
 приобретение опыта планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
 осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
 овладение навыками использования средств ИКТ при подготовке своих выступлений с учётом
передаваемого содержания;
 умение контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра по коммуникативной
деятельности;
 использование
явления
информационного
резонанса
в
процессе
организации
коммуникативной деятельности;
 соблюдение норм этикета, российских и международных законов припередачи информации
по телекоммуникационным каналам
В сфере трудовой деятельности:

умение выделять общее и особенное в материальных и информационных технологиях,
выявлять основные этапы, операции и элементарные действия в изучаемых технологиях;
 умение оценивать класс задач, которые могут быть решены с использованием конкретного
технического устройства в зависимости от его основных характеристик;
 умение использовать информационное воздействие как метод управления;
 умение выявлять каналы прямой и обратной связи;
 использование стереотипов при решении типовых задач;
 умение строить алгоритмы вычислительных и аналитических задачи реализовывать их с
использованием ПК и прикладных программ;
 использование табличных процессоров для исследования моделей;
 получение опыта принятия управленческих решений на основе результатов компьютерных
экспериментов.
В сфере эстетической деятельности:
o знакомство с эстетически значимыми объектами, созданными с помощью ИКТ, и
средствами их создания;
o приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью средств
ИКТ;
o приобретение опыта в области компьютерного дизайна;
o получение опыта сравнения художественных произведений с помощью компьютера и
традиционных средств.
В сфере охраны здоровья:
 понимание особенности работы со средствами информатизации, их влияние на здоровье
человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
 соблюдении требований безопасности, гигиены и эргономики в работе с компьютером;
 умение преодолевать негативное воздействие средств информационных технологий на
психику человека.


В результате изучения учебного предмета «Информатика» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
 определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях
дискретизации;
 строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные
логические уравнения;
 находить оптимальный путь во взвешенном графе;
 определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать
изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их
основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы,
написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого
уровня;
 выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы
управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
 создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня
из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических
конструкций;
 использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом
решаемых задач и по выбранной специализации;
 понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время
работы, размер используемой памяти);
 использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и
процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов,
а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных
процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде,
готовить полученные данные для публикации;










аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения
профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения
персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных
предметных областей;
использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах
данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД;
описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных;
создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с
использованием возможностей современных программных средств;
применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических
средств ИКТ;
соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в
соответствии с нормами действующих СанПиН.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
 выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры
логики, в том числе и при составлении поисковых запросов;
 переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и
шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные в
двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
 использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и
процессов;
 строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений,
используя условие Фано; использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать
ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах ;
 понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и
сортировки; их роли при решении задач анализа данных;
 использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования,
включая тестирование и отладку программ; использовать основные управляющие
конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ;
выполнять созданные программы;
 разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые
параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в
ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет
соответствия реальному объекту или процессу;
 применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе
учебной деятельности и вне ее; создавать учебные многотабличные базы данных;
 классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;
 понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных
электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной работы с
компьютерами и мобильными устройствами;
 понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений; создавать
веб-страницы; использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы
и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;

критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
10 класс:
Введение
Структура информатики. Техника безопасности и организация рабочего места.
Информация
Понятие информации. Представление информации, языки, кодирование. Измерение информации.
Алфавитный и содержательный подход к измерению информации. Представление чисел в
компьютере. Представление текста, изображения и звука в компьютере.

П.р. № 1 «Шифрование данных»
П.р. № 2 «Измерение информации»
П.р. № 3 «Представление чисел в компьютере»
П.р. № 4 «Представление текстов. Сжатие текстов»
П.р. № 5 «Представление изображения и звука»
Информационные процессы
Хранение и передачи информации. Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка
информации. Информационные процессы в компьютере.
П.р. № 6 «Управление алгоритмическим исполнителем»
П.р. № 7 «Автоматическая обработка данных»
Программирование обработки информации
Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование. Программирование
линейных
алгоритмов. Логические величины и выражения, программирование ветвлений. Программирование
циклов. Подпрограммы. Работа с массивами. Работа с символьной информацией
П.р. № 8 «Программирование линейных алгоритмов»
П.р. № 9 «Программирование логических выражений»
П.р. № 10 «Программирование ветвящихся алгоритмов»
П.р. № 11 «Программирование циклических алгоритмов»
П.р. № 12 «Программирование с использованием подпрограмм»
П. р. № 13 «Программирование обработки одномерных массивов»
П. р. № 14 «Программирование обработки двумерных массивов»
П.р. № 15 «Программирование обработки строк символов»
П.р. № 16 «Программирование обработки записей»
11 класс
1.
Информационные системы и базы данных
2.
Техника безопасности при работе за компьютером. Санитарные нормы работы за ПК.
Введение в предмет. Понятие «система». Модели систем. Структурная модель предметной
области. Информационная система. Проектирование многотабличной базы данных. База данных –
основа информационной системы. Создание базы данных. Запросы. Логические условия выбора
данных.
Практическая работа № 1 по теме «Модели систем»
Практическая работа № 2 по теме «Проектные задания по системологии»
Практическая работа № 3 по теме «Знакомство с СУБД»
Практическая работа № 4 по теме «Создание базы данных»
Практическая работа № 5 по теме «Реализация простых запросов в режиме дизайна»
2. Интернет
Организация глобальных сетей. Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.
Интернет как глобальная информационная система. World Wide Web – Всемирная паутина.
Инструменты для разработки web-сайтов. Создание сайта «Домашняя страница».
Практическая работа № 6 по теме «Интернет. Работа с электронной почтой»
Практическая работа № 7 по теме «Работа с браузером. Просмотр веб-страницы».
Практическая работа № 8 по теме «Работа с поисковыми системами»
Практическая работа № 9 по теме «Разработка сайта».
3. Информационное моделирование
Компьютерное информационное моделирование. Инструктаж по технике безопасности при работе
за компьютером. Моделирование зависимостей между величинами. Проектные задание на
корреляционную зависимость. Модели статистического прогнозирования. Моделирование
корреляционных зависимостей. Модели оптимального планирования.
Практическая работа № 10 по теме «Регрессионные модели»
Практическая работа № 11 по теме «Прогнозирование»
Практическая работа № 12 по теме «Корреляционная зависимость»»
Практическая работа № 13 по теме «Оптимальное планирование»

Тематическое планирование
10 класс
Наименование разделов Общее
и тем
кол-во
часов

Из них
Теорет
ически
е

Контро Практич
льные
еские

Введение

1

Информация

11

5

1

5

Информационные
процессы в системах

5

2

1

2

Программирование

18

13

1

4

Содержание
воспитательного
потенциала раздела с учетом
рабочей программы воспитания
Установление доверительных
отношений между учителем и его
учениками,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися требований и
просьб
учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой
на
уроке
информации, активизации
их
познавательной деятельности
Применение
на
уроке
интерактивных
форм работы
учащихся:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
школьников;
дидактического
театра, где полученные на уроке
знания обыгрываются в
театральных
постановках; дискуссий, которые
дают учащимся
возможность
приобрести
опыт
ведения
конструктивного
диалога;
групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников
командной
работе
и
взаимодействию
с
другими
детьми
Инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации
ими
индивидуальных
и
групповых
исследовательских
проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навык
самостоятельного
решения
теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления
собственных
идей,
навык
уважительного отношения к
чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей,
навык публичного выступления
перед
аудиторией,
аргументирования и отстаивания
своей точки зрения
Включение в урок игровых
процедур, которые помогают

поддержать мотивацию детей к
получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных отношений в
классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во
время урока;

обработки информации

Итого

35

11 класс
Наименование разделов Общее
и тем
кол-во
часов

21

3

11

Информационные
системы и базы данных

10

Из них
Теорет
ически
е
5

Интернет

10

5

1

4

Информационное
моделирование

11

6

1

4

Контро Практич
льные
еские
5

Содержание
воспитательного
потенциала раздела с учетом
рабочей программы воспитания
Установление доверительных
отношений между учителем и его
учениками,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися требований и просьб
учителя, привлечению
их
внимания
к обсуждаемой на
уроке информации, активизации
их познавательной деятельности
Привлечение
внимания
школьников
к
ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы
с получаемой на уроке социально
значимой
информацией
инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения
Применение
на
уроке
интерактивных форм работы
учащихся:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
школьников;
дидактического
театра,
где полученные на
уроке знания обыгрываются в
театральных
постановках;
дискуссий,
которые
дают
учащимся возможность
приобрести
опыт
ведения
конструктивного
диалога;
групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников
командной
работе
и
взаимодействию
с другими
детьми

Социальная
информатика

3

3

Итого:

34

17

Инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации
ими
индивидуальных
и
групповых
исследовательских
проектов,
что даст
школьникам
возможность
приобрести
навык
самостоятельного
решения
теоретической проблемы, навык
генерирования и
оформления
собственных идей,
навыков
уважительного отношения к
чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей,
навык публичного выступления
перед
аудиторией,
аргументирования и отстаивания
своей точки зрения.
3

14

Календарно-тематическое планирование 11 класс
№
Тема урока
урока
Глава 1. Информационные системы и базы данных – 8 час
1
Что такое система. Модели систем.
2
Пример
структурной
модели
предметной
области.
Практическая работа № 1 по теме «модели систем»
3
Что такое информационная система. Практическая работа № 2
по теме «Проектные задания по системологии»
4
База данных – основа информационной системы.
5
Проектирование многотабличной базы данных. Практическая
работа № 3 по теме «Знакомство с СУБД»
6
Создание базы данных. Практическая работа № 4 по теме
«Создание базы данных»
7
Запросы как приложения информационной системы.
Практическая работа № 5 по теме «Реализация простых
запросов в режиме дизайна»
8
Логические условия выбора данных
Глава 2. Интернет – 7час
Организация глобальных сетей. Практическая работа № 6 по
теме «Интернет. Работа с электронной почтой»
10
Интернет как глобальная информационная система.
Практическая работа № 7 по теме «Работа с браузером.
Просмотр веб-страницы».
11
WWW-Всемирная паутина. Практическая работа № 8 по теме
«Работа с поисковыми системами»
12
Инструменты для разработки веб-сайтов. Практическая работа
№ 9 по теме «Разработка сайта».
13
Инструменты для разработки веб-сайтов. Создание сайта
«Домашняя страница»
14
Создание таблиц и списков на веб-странице
15
Тест «Информационные системы и базы данных. Интернет»»
Контрольная работа за первое полугодие.
Глава 3. Информационное моделирование – 9 час
9

Дата
план
6.09
13.09
20.09
27.09
04.10
11.10
18.10

25.10

08.11
15.11

22.11
29.11
6.12
13.12
20.12

16

Компьютерное информационное моделирование

17

Моделирование
зависимостей
между
величинами. 10.01
Практическая работа № 10 по теме «регрессионные модели»
Модели статистического прогнозирования. Практическая 17. 01
работа № 11 по теме «Прогнозирование»
Моделирование корреляционных зависимостей
24.01

18
19
20
21
22
23
24

Моделирование корреляционных зависимостей. Практическая
работа № 12 по теме «Корреляционная зависимость»»
Моделирование корреляционных зависимостей. Практическая
работа № 12 по теме «Корреляционная зависимость»»
Модели оптимального планирования. Практическая работа №
13 по теме «Оптимальное планирование»
Модели оптимального планирования. Практическая работа №
13 по теме «Оптимальное планирование»
Контрольная
работа
по
теме
«Информационное
моделирование»

27.12

31.01
7.02
14.02
21.02
28.02

Дата Примечание
факт

Глава 4. Основы социальной информатики – 6 час
25
Информационные ресурсы
26
Информационное общество
27
Правовое регулирование в информационной сфере
28
Проблема информационной безопасности
29
Проверочная работа по теме «Социальная информатика»
Повторение - 5 час
30
Повторение. Информационные системы.
31
Повторение. Информационное моделирование
32
Итоговое контрольное тестирование за курс 11 класса
33
Социальная информатика
34
Повторение.

6.03
13.03
20.03
03.04
10.04
17.04
24.04
08.05
15.05
22.05

В соответствии с календарным годовым графиком МБОУ Волошинская СОШ на 2023-2024 учебный
год календарно-тематическое планирование для 11 класса разработано на 34 часа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».