Программа профилактики учебной неуспешности МБОУ Волошинская СОШ

Паспорт программы профилактики учебной неуспешности обучающихся
МБОУ Волошинская СОШ
Цель: разработать и внедрить систему профилактики учебной неуспешности
обучающихся за счет повышения уровня профессионального мастерства педагогов,
внедрения современных технологий обучения, обеспечения индивидуализации
образовательного процесса, вовлечения родителей в обучение и воспитание детей,
способствующих ежегодному снижению доли учеников с рисками школьной
неуспешности на 3-5% к концу 2026 года.
Задачи:
1. Обеспечить повышение профессиональных компетенций педагогических
работников школы по вопросам организации образовательной деятельности со
слабоуспевающими и неуспевающими учениками, в т. ч. с детьми с особыми
образовательными потребностями, средствами формального, неформального,
информального образования.
2. Обеспечить внедрение в образовательный процесс педагогических технологий,
форм, методов обучения для преодоления низких образовательных результатов и
повышения мотивации обучающихся через развитие профессиональных
обучающихся сообществ педагогов в ОО (Приложение 1).
3. Обеспечить 100% включенность педагогов и специалистов общеобразовательной
организации в работу по профилактике рисков учебной неуспешности
обучающихся.
4. Сформировать банк информационных и методических ресурсов (в том числе
электронных), успешных педагогических практик по работе со слабоуспевающими
учениками, с детьми с особыми образовательными потребностями и организовать
обучающие мероприятия для педагогов по использованию ресурсов банка.
5. Обеспечить индивидуализацию образовательного процесса за счет разработки и
внедрения индивидуальных образовательных маршрутов, адресных
образовательных программ для слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся, в
т. ч. для детей с особыми образовательными потребностями на всех уровнях
образования, организации тьюторского сопровождения обучающихся для
ликвидации учебных дефицитов.
6. Разработать и внедрить алгоритм по выявлению и организации сопровождения
учеников, испытывающих трудности в обучении с обязательным привлечением к
его реализации специалистов психолого-педагогической службы. (Приложение 3)
7. Внедрить систему наставничества (учитель-учитель, учитель-ученик, ученикученик) в работу со слабоуспевающими учениками и обучающимися,
испытывающими затруднения в обучении.
8. Организовать мероприятия для родителей (законных представителей) по
вовлечению их в деятельность, направленную на профилактику учебной
неуспешности обучающихся.
9. Обеспечить повышение уровня качества школьной образовательной и
воспитательной
среды,
способствующей
созданию
атмосферы
эмоционального принятия, психологического комфорта обучающихся в школе,
снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения.

Цель и задачи
Программы

Реализация Программы профилактики учебной неуспешности
на 2022-2026 годы
Направления
деятельности

Индикатор

Повышение
профессионального
мастерства
педагогических
работников
руководителей ОО

Доля педагогических работников,
прошедших адресное обучение по
вопросам организации
образовательной деятельности со
слабоуспевающими и
неуспевающими учениками

Текущее
значение

0%

Планируемые значения (с
накопительным
эффектом)
2023 2024 2025 2026
30%
40% 30% 100%

по вопросам
организации
образовательной
деятельности со
слабоуспевающими
и неуспевающими
учениками, в т. ч. с
детьми с особыми
образовательными
потребностями

Индивидуализация
образовательного
процесса

Доля педагогических работников,
прошедших адресное обучение по
вопросам организации
образовательной деятельности с
детьми с особыми
образовательными потребностями
Доля педагогических работников,
включенных в педагогические
команды по технологии LS
(педагогический подход,
представляющий собой особую
форму исследования в действии на
уроках, направленную на
совершенствование знаний в
области учительской практики)
(и/или в деятельность других
профессиональных обучающихся
сообществ педагогов)
Доля педагогических работников
включенных в работу по
профилактике рисков учебной
неуспешности обучающихся
Доля педагогических работников,
представивших свои практики по
работе со слабоуспевающими
учениками // с детьми с особыми
образовательными потребностями,
включенные в банк
информационных и методических
ресурсов (в том числе электронных).
Доля педагогических работников,
применяющих в образовательной
деятельности технологии, формы,
методы обучения для преодоления
низких образовательных
результатов и повышения
мотивации обучающихся
Доля педагогических работников,
использующих информационную
образовательную среду и
электронные (цифровые) ресурсы
(цифровые платформы «Сферум»,
РЭШ Онлайн платформа
«Цифровой образовательный
контент›) в работе с обучающимися,
испытывающими затруднения в
обучении
Доля педагогических работников,
внедряющих эффективные
инструменты формирующего
оценивания
Доля слабоуспевающих и
неуспевающих обучающихся (от
числа слабоуспевающих и
неуспевающих), охваченных
тьюторским сопровождением
Доля слабоуспевающих и
неуспевающих обучающихся (от
числа слабоуспевающих и
неуспевающих), для которых

100 %

100%

100% 100%

100%

15%

20%

50%

15%

100%

40%

30 %

15%

15%

100%

10 %

25 %

15 %

50%

100%

50 %

15%

10%

25%

100%

50 %

10%

15%

25%

100%

50 %

10%

15%

25%

100%

0%

25 %

15%

15%

60%

5%

15%

15%

25%

60%

Работа с
родителями

разработаны и реализованы
индивидуальные образовательные
маршруты
Доля слабоуспевающих и
неуспевающих обучающихся (от
числа слабоуспевающих и
неуспевающих), посещающих
дополнительные занятия с целью
ликвидации отставания по
учебной программе
Наличие действующих
наставнических пар по форме
«учитель-ученик»
Наличие действующих
наставнических пар по форме
«ученик-ученик», в том числе с
участием ассистента учителя
Наличие банка данных о детях
«группы риска»
Доля утвержденных программ
внеурочной деятельности в
поддержку учебных предметов
(русский язык, математика) в общей
численности программ/курсов
внеурочной деятельности.
Наличие утвержденных
программ внеурочной деятельности
по формированию функциональной
грамотности обучающихся.
Количество протоколов заседаний
органов общественного управления
(педсовет, совет по профилактики,
ШМО и др.), в которых
обсуждались вопросы реализации
технологических карт
педагогической программы работы
со слабоуспевающими и
неуспевающими учащимися
Наличие алгоритма по выявлению и
организации сопровождения
учеников, испытывающих
трудности в обучении
Доля родительской общественности,
вовлеченной в деятельность,
направленную на профилактику
учебной неуспешности
обучающихся от общего числа
родителей (законных
представителей) ОО
Доля реализованных ИОМ для
детей, испытывающих затруднения
в обучении согласованных с
родителями (законными
представителями) обучающихся
Доля педагогических работников,
активно осуществляющих обратную
связь с родителями (законными
представителями),
предоставляющих им

35 %

15%

25%

25%

100%

10%

15%

35%

40 %

100 %

15%

35%

10 %

40%

100 %

Ежегодное обновление
15 %

10%

10%

30%

65 %

2

3

4

4

Не
менее
5

4

имеется

15%

5%

50 %

5

5

5

Не
менее
6

имеется имеется имеется имеется

15%

15%

10%

30%

40%

100%

15%

25%

60%

15%

25%

100%

Создания
благоприятного
климата в ОО (в
том числе с
обязательным
привлечением
специалистов ППС)

информацию по учебной
успешности/неуспешности
обучающихся по различным
каналам кoммyникaции.
Доля учителей от общего
количества педагогов школы,
эффективно применяющих
мультимедийное интерактивное
оборудование, современные
информационные ресурсы в
образовательной деятельности
Доля мероприятий, направленных
на профилактику учебной
неуспешности с участием
специалистов ППC от общего
количества проведенных
профилактических мероприятий
Наличие локальных нормативных
актов по организации психологопедагогического сопровождения
участников образовательных
отношений (Положени ППC, о
совете пo профилактике, о
школьном ППK, служба школьной
медиации (служба примирения)

50 %

25%

имеется

10%

15%

25%

100%

25% 25%

25%

25%

имеется имеется имеется имеется

Механизм управления реализацией Программы профилактики
учебной неуспешности на 2022-2026 годы
Методы сбора и
обработки
информации

Срок реализации
программы

С целью анализа реализации программы профилактики учебной неуспешности,
достижения ее целевых показателей, принятых управленческих решений,
методами сбора и обработки информации являются:
- использование данных федеральной и региональной информационной систем
обеспечения проведения ГИА обучающихся;
- федеральной информационной системы оценки качества образования (BПP,
национальные и международные исследования качества образования);
- анализ результатов текущего оценивания образовательных
достижений обучающихся на различных этапах обучения по всем учебным
предметам (в т. ч. результатов промежуточной аттестации) с целью
своевременного выявлению затруднений и обеспечения индивидуализации
учебного процесса;
- проведение анкетирования, тестирования, собеседований/наблюдений с целью
диагностики индивидуальных особенностей познавательных процессов
обучающихся с рисками учебной неуспешности;
- проведение опросов /собеседований /анкетирования/ наблюдений
обучающихся, родителей, педагогов, в т. ч. контекстный анализ информации по
результатам интервьюирования/собеседования с руководителями ШМО,
педагогами;
- посещение уроков / курсов внеурочной деятельности/ дополнительных занятий
в целях выявления объективности оценивания обучающихся; оценки внедрения
в образовательный процесс технологий, форм, методов
обучения для преодоления низких образовательных результатов и повышения
мотивации обучающихся;
- рассмотрение результатов реализации программы (в том числе в форме
статистики) на совещании при директоре (не менее двух раз в год), на
педагогических советах согласно планам их проведения с фиксированием в
протоколах и форме мониторинга реализации программы
2022-2026 годы с последующей ежегодной пролонгацией программы

Меры/мероприятия
по достижению
цели и задач

Меры — изменения в функционале специалистов, педагогов или
администрации ОО в условиях реализации Программы профилактики.
Мероприятия — действия, совершаемые для решения задач: разработка ИОМ
обучающихся, подбор учебных задач для ликвидации пробелов е конкретной
теме и т. д.
Мероприятия по направлению «Повышение профессионального мастерства
педагогических работников и руководителей ОО по вопросам организации
образовательной деятельности с учениками, испытывающими затруднения
вобучении, в т. ч. с детьми с особыми образовательными потребностями».
В рамках данного направления организация повышения квалификации
педагогических работников средствами формального, неформального
информального образования, включая диагностику профессиональных
дефицитов педагогов и выстраивание индивидуальных программ их
профессионального развития. Внедрение внутри учреждения модели
наставничества «педагог-педагог». Организация деятельности
профессиональных сообществ обучения педагогов, в рамках которых
осуществляется взаимодействие коллег между собой, которое может иметь
вертикальный (наставничество, стажировки), горизонтальный (взаимообучение
по кураторской методике и технологии Lesson Study) характер.
Разработка управленческих проектов по внедрению цифровых образовательных
контентов /создание информационно-образовательной среды педагогического
мастерства и др.
Организация мероприятий, направленных на выявление и тиражирование
успешных практик по снижению рисков учебной неуспешности
обучающихся:), методическая площадка эффективных педагогических
практик по представлению полученного опыта. Примеры мероприятий:
«Участие педагогов в методических вебинарах по преодолению рисков
учебной неуспешности, организованных ФИС ОКО и Государственного
бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования
Ростовской области "Ростовского института повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования».
Мероприятия по направлению «Индивидуализация образовательного
процесса».
Разработка / корректировка / приведение в соответствие локальных
нормативных актов ОО, обеспечивающих индивидуализацию
образовательного процесса. Разработка и внедрение ИОМ для
слабоуспевающих, неуспевающих, детей с особыми образовательными
потребностями. Внедрение технологий тьюторского сопровождения
обучающихся, испытывающих затруднения в обучении.
Внедрение моделей наставничества «ученик-ученик», «учитель-ученик».
Разработка программ ВУД в поддержку учебных предметов / по работе над
типичными ошибками; дополнительных общеобразовательных программ по
формированию функциональной грамотности и т. д. Внедрение в
образовательную деятельность практик ЕМД; технологий формирующего
оценивания, развивающего обучения, сотрудничества и т. д.
Мероприятия по направлению «Работа с родителями».
В рамках данного направления организация просветительской работы с
родителями (законными представителями) обучающихся по различным
тематикам — встречи, собрания, совещания, консультации
(индивидуальные/групповые), рекомендации, памятки, буклеты. Организация
«школа помощи родителям» (законным представителям) / консультационного
центра / службы поддержки. Обеспечение доступности и открытости
(прозрачности) информации: стенды, баннеры, информирование о реализуемых
образовательных программах; актуальное обновление информационной среды
в ОУ (стенды, зоны по видам функциональной грамотности, и др.). Проведение
совместных социокультурных событий для родителей и детей / реализация
социальных проектов.

Ожидаемые
ежегодные
результаты
реализации
программы

1.Благоприятная атмосфера на уроке
2.Организация помощи, обеспечивающей успешность учащихся в учебной
деятельности.
3.Обучающиеся владеют навыками самостоятельной работы, умеют выполнят
все виды письменных заданий, работать с книгой по заданию учителя, знают
требования к устному ответу.
4.Обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и
профессионального развития учащихся на каждом возрастном этапе.
5.Обеспечение индивидуального подхода к каждому учащемуся.
6.Родители обращаются по вопросам воспитания детей, создания благоприятного
климата.
7.Взаимодействие между семьей и школой с целью организации совместных
действий для решения проблемы успешности обучения учащихся.
8.Все обучающиеся обнаруживают продвижение в усвоении знаний.
9.Своевременное оказание помощи на дополнительных занятиях.
10.Наличие на уроке ситуации свободного выбора и успеха.
11.Преодоление пассивности обучающихся и превращение их в активный
субъект деятельности.
12.Обучающиеся ориентированы на ценности: человек, семья, отечество, труд,
знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности.
13. Взаимопомощь обучающихся в учебной деятельности.
14. Пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ ликвидируются.
15. Неуспевающих за отчетный период нет.
Ожидаемые конечные 1. Снижается доля обучающихся, испытывающих затруднения в обучении
результаты
(обеспечено ежегодное снижение не менее чем на 3-5 %).
реализации
2. Снижение доли обучающихся с расхождением результатов независимой
программы
оценки качества подготовки обучающихся, оценочных процедур федерального и
регионального уровня и оценки за учебный период.
3.100 % педагогических работников охвачены системой повышения
профессиональной квалификации в рамках формального, информального,
неформального образования.
4. Обеспечено целевое распространение успешных педагогических практик по
профилактике учебной неуспешности.
5. Обеспечено 100 % включенность педагогов и специалистов школы в работу
по профилактике рисков учебной неуспешности обучающихся.
6. Создан и внедряется банк методических материалов по применению
технологий тьюторства и индивидуализации образования; разработан и внедрен
алгоритм выявления и организации сопровождения учеников, испытывающих
трудности в обучении.
7. Не менее 90% педагогов применяют методические рекомендации ФИПИ; не
менее 40% педагогов применяют ресурсы цифровых платформ «Сферум», РЭШ
в образовательной деятельности; 100% педагогов применяют практики ЕМД для
преодоления низких образовательных результатов и повышения мотивации
обучающихся, что подтверждается результатами посещения учебных занятий в
рамках ВСОКО.
8. Разработаны ИОМ для 100 % слабоуспевающих обучающихся.
9. Разработаны и утверждены программы ВУД в поддержку учебных
предметов и обеспечено 100 % вовлечение обучающихся, испытывающих
трудности в обучении в освоение данных курсов ВУД.
10. Организованы мероприятия для родителей (законных представителей) по
вовлечению их в деятельность, направленную на профилактику учебной
неуспешности обучающихся.
11. Создана информационно-образовательная среда на базе сайта школы.
Исполнители
Директор, заместители директора, руководители школьных методических
объединений, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-дефектолог,
педагог-логопед.
Приложение 1. План действий по преодолению учебной неуспешности.
Приложения
Приложение 2. Функционально-содержательная модель профилактики учебной
неуспешности
Приложение 3. Этапы профилактики учебной неуспешности.

Приложение 4. Технологическая карта педагогической программы работы с
учениками, испытывающими затруднения в обучении.
Приложение 5. Деятельность участников образовательного процесса.
Приложение 6. План работы социального педагога с неуспешными детьми.
Приложение 7. План работы педагога-психолога с неуспешными
обучающимися.
Приложение 8. Документация.
Приложение 9. Система работы с неуспевающими детьми.
Приложение 10. Памятки.

Приложение 1
План действий по преодолению учебной неуспешности
Мероприятия
Сроки
Ответственный Результат
Повышение профессионального мастерства педагогических работников и руководителей ОО в части работы
с отстающими
Повышение профессиональной квалификации
учителей-предметников в рамках формального,
информального, неформального образования.
Индивидуализация образовательного процесса
1.Проведение контрольного среза знаний учащихся
класса по основным разделам учебного материала
Цель:
а) Определение фактического уровня знаний детей.
б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые
требуют быстрой ликвидации.
2. Учет и составление списка слабоуспевающих и
неуспевающих учащихся по итогам
предыдущего года обучения

В течение Зам. директора
года

Прохождение КПК

Сентябрь
–октябрь

Учителя
предметники

Выявление учащихся
с низкими
образовательными
результатами

Зам. директора

Список по форме

3. Собеседование с классными с руководителями и
Зам. директора
учителями-предметниками по поводу согласования и
уточнения списка слабоуспевающих и неуспевающих
учащихся
4. Составление индивидуального плана работы по
Сентябрь, Учителяликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика обновлять предметники
на год и корректировка на текущую четверть.
по
мере
необходим
ости
5. Используя дифференцированный подход при
В течение Учителяорганизации самостоятельной работы на уроке,
учебного предметники
включать посильные индивидуальные задания
года.
слабоуспевающему ученику, фиксировать это в
плане урока

Уточненный список

6
Ведение обязательного тематического учета
знаний слабоуспевающих учащихся класса.
В план учителю включить обязательно:
- контрольный срез знаний детей;
- индивидуальную работу по ликвидации пробелов;
- ведение тематического учета знаний слабых детей;
- отражение индивидуальных заданий;
- заслушивание результатов на педсовете школы.

Поурочное
планирование .
Протоколы МО и МС

В течение Учителягода
предметники
учебного
Заместители
директора

7. Отражение индивидуальной работы со
В течение Учителяучебного предметники
слабыми
учениками
в
рабочих
или
года
специальных тетрадях по предмету.
8.
Контроль
ведения
тетрадей В течение Зам. директора
учебного
слабоуспевающими учениками
года

Планы работы с
неуспевающими
детьми

Поурочное
планирование

Рабочие тетради

Рабочие тетради
учащихся

9. Собеседования с учителями по итогам
четверти
с
просмотром
тетрадей
с
результатами индивидуальной работы с
ребенком

Зам. директора

Аналитическая
справка
административного
контроля

10.
Индивидуальные беседы
со
Администрация Информационная
слабоуспевающими учениками о состоянии их
справка
учебных дел.
Создание благоприятного климата в ОО (в т. ч. с участием специалистов психологопедагогической службы)
1.
Установление
причин
Сентябрь Зам. директорапо Запись в
индивидуальных
–октябрь УВР,
отставания слабоуспевающих учащихся
планах работы с
через беседы
с
педагогиотстающими
классным руководителем, встречи с отдельными
психологи,
родителями и, обязательно, в ходе беседы с
соц.педагоги
самим ребенком.
2.
Обсуждение причин
неуспеваемости
на педсовете школы

По
Учителянеобходим предметники,
ости.
классные
руководители
3.
Составление общешкольного плана
Сентябрь Зам. директора
работы с неуспевающими
по УВР
4. Индивидуальные беседы с учителями о В течение Зам. директора
состоянии дел у слабоуспевающих учащихся по учебного по УВР
результатам проведенных контрольных работ.
года.
Работа с родителями

Протоколы

План
Справка

1.Приглашение родителей слабоуспевающих В
учащихся на заседание педагогического совета течение
учебного
или Совета профилактики школы
года

2.Беседы с родителями слабоуспевающих
учащихся
3. Посещение учащихся на дому с целью
выяснения условий домашней подготовки, роли в
ней родителей (не менее 4-х раз в год)

Кл.
руководители,
зам. директора,
социальный
педагоги

Психолог,
администрация
Классные
руководители,
социальный
педагог
4. Организация выездов по месту жительства в те По мере Классные
семьи, в которых неуспеваемость детей необходи руководители
обусловлена невыполнением родителями своих мости
социальный
обязанностей
педагог

Протоколы
заседания Совета
профилактики,
педагогического
совета

Планы кл.рук.,
дневник
социального
педагога
Документация
социального
педагога

Приложение 2
Функционально-содержательная модель профилактики учебной неуспешности
Субъект
профилактики Направления деятельности
Средства
Директор

Организация
взаимодействия Создание/организация условий проведения
индивидуальных
занятий
учителей
с
субъектов профилактики
обучающимися, испытывающими трудности в
освоении основных общеобразовательных
программ

Заместитель
директора

Оценка
теоретической Посещение уроков.
подготовки учителя.
Организация обмена опытом педагогов.
собеседований с классными
Контроль над проведением Проведение
индивидуальных занятий с руководителями по результатам работы с
обучающимися, испытывающими затруднения
неуспевающими учениками
в обучении

Учитель
предметник

Планирование
и
осуществление на уроке работы
с
неуспевающими
обучающимися.
Проведение индивидуальных
занятий
с обучающимися,
испытывающими трудности в
освоении
основных
общеобразовательных
программ

Классный
руководитель

Осуществление контроля за
успеваемостью
и
посещаемостью
обучающимися,
испытывающими трудности в
освоении
основных
общеобразовательных
программ.
Участие
в
заседании ППК

Педагог
психолог

Повышение
психологопедагогической
компетентности родителей и
педагогов.
Участие в заседании ППК

Планирование и проведение уроков с
использованием интерактивных методов и
приемов, направленных на активизацию
познавательного интереса обучающихся.
Подготовка информации о
предметных
результатах обучения
обучающегося,
испытывающего трудности в обучении, о
проведенной с ним работе для ППК. Развитие
читательской грамотности.
Использование
дифференцированного
обучения.
Использование формирующего оценивания
Ведение журнала посещаемости учебных
предметов.
Разработка совместно с обучающимся (при
необходимости и с привлечением родителей)
индивидуального образовательного маршрута
(ИОМ).
Анализ промежуточных итогов реализации
ОИМ, представление результатов на заседании
методического объединения.
Помощь обучающемуся в реализации ИОМ:
организация консультаций, создание условий
для работы с информационными ресурсами в
стенах школы.
Оповещение родителей, заместителя директорао
посещаемости и успеваемости обучающихся,
испытывающих трудности в освоенииосновных
общеобразовательных программ.
Подготовка информации на ППК
Оказание консультативной помощи родителям
и педагогам.
Помощь в разработке ИОМ обучающегося.
Разработка
памяток,
рекомендаций для
педагогов.
Посещение занятий с целью определения стиля
педагогического общения педагога
(коммуникативных приемов взаимодействия).
Проведение
обучающих семинаров для
педагогов и родителей.
Подготовка информации на ППК

Социальный
педагог

Обследование
жилищно- Составление акта
обследования
бытовых
условий жилищно-бытовых условий.
обучающихся, испытывающих Подготовка информации на ППК
трудности в освоении
основных
общеобразовательных
программ.
Участие в заседании ППК

Приложение 3
Этапы профилактики учебной неуспешности
Этапы
Заместител Учитель
профилакт
ь директора предметник
ики

Классный
руководитель

Выявление Анализ
Проведение
Анализ
устных
диагностики
успеваемости и
заявлений и предметных
посещаемости.
сигналов о результатов
Сбор
выявленных неуспевающих информации от
учителей
обучающих обучающихся.
ся с
Информирование предметников.
трудностям заместителя
Информирует:
ив
директора о
специалистов
обучении.
результатах
службы
На основе
диагностики
психологопредоставле
педагогического
н ной
сопровождения
информаци и
(педагогпсихолог,
организация
учитель-логопед
работы ППК
и пр.) о
с
выявленных
целью
определени
обучающихся и
я
вероятных
трудностях;

Педагогпсихолог

Социальный
педагог

Проведение Проведение
углубленной комплексного
Психолого- обследования
педагогическ социальноой
психологическ
диагностики их условий
обучающихс жизнедеятель
я,
ности
испытывающ обучающегося
их трудности
в обучении
(при
согласии
родителей).
Информиров
ание
заместителя
директора о
результатах
диагностики

Учительлогопед
Проведение
комплексн
ой
диагностик
и

Заседание
психологопедагогичес
кого
консилиума

дальнейшей
стратегии
оказания
помощи
обучающем
уся

родителей
о выявленных
проблемах и
необходимости
проведения
углубленной
психологопедагогической
диагностики
Информирование
заместителя
директора о
результатах
работы по
выявлению
обучающихся,
испытывающих
трудности в
обучении

Определение Представление
дальнейшей результатов
стратегии
диагностики
оказания
помощи
обучающему
ся,
испытываю
щему
трудности в
обучении

Представление
результатов
анализа
успеваемости и
посещаемости
обучающегося,
испытывающего
трудности в
обучении

Представлен Представление Представл
ие
результатов
ение
результатов диагностики результатов
диагностики
диагностик
и

Ведение
журнала
посещаемости
Разработка
вместе с
обучающимся
ИОМ,
подведение
итогов по
окончанию
четверти.
Помощь
обучающемуся в
реализации
индивидуальног

Оказание
Организация
консультати летней работы
и отдыха
вной
обучающегося
помощи
родителям и ,
педагогам. испытывающе
Посещение го трудности в
обучении.
уроков с
Вовлечение
целью
определения обучающегося
в кружки и
стиля
педагогическ секции.
ого общения Посещение
уроков с
педагога.
Проведение целью

Реализация Посещение
программы уроков с
целью
контроля
реализации
решений
консилиума.
Организация
обмена
опытом
педагогов.
Проведение
собеседован
ий с
классными

Индивидуализа
ция обучения в
соответствии с
выявленными
затруднения ми.
Планирование и
проведение
уроков с
использованием
интерактивных
методов.
Развитие
читательской
грамотности.
Использование

о плана учебной обучающих наблюдения за
семинаров обучающимся.
деятельности.
Посещение
для
Уведомление
педагогов и семьи
родителей,
обучающегося,
родителей
заместителя
испытывающег
директора о
о трудности в
посещаемости и
обучении.
успеваемости
обучающихся,
испытывающих
трудности в
освоении
основных
общеобразовате
льных программ
Повторная Повторное диагностическое исследование проводится с целью выявления динамики
диагностика ликвидации трудностей в обучении (специалистами используются те же методики
диагностики, которые применялись для выявления обучающихся с трудностями в
обучении)
руководител дифференцирова
ями по
нного обучения.
результатам Использование
работы с
формирующего
обучающими оценивания.
ся,
Активное
испытывающ обучение
ими
(проекты,
трудности в исследования)
обучении

Повторное
заседание
ППК

Специалистами представляются результаты повторной диагностики. Результатом
повторного заседания ППК может быть разработка или корректировка ИОМ (в случае,если
меры по улучшению образовательных результатов обучающегося оказались
недостаточными и/или не привели к планируемому результату)

Приложение 4
Технологическая карта педагогической программы работы с учениками, испытывающими
затруднения в обучении
Виды работ Когда?
Зачем?
Как?
Что?
Работа на уроке При выявлении
1. Создание
1.
Вести карту
стадии развития,
микроклимата в
наблюдения
Для
на
классе.
2.
Работа в
предотвращения
которой
2. Алгоритмизация
группах, парах.
отставания,
находится
Индивидуальные
действий. 3.
своевременного
ученик,
консультации.
усвоения предмета 3. Удержание
определении
интереса.
4.
Уроки
зоны его
4. Формирование
коррекции знаний.
ближайшего
мотивации к
5.
Опорные
развития
обучению.
конспекты, памятки.
посредством
5. Стимулирование 6.
Дидактические
регулярного
оценкой, похвалой.
игры.
мониторинга,
диагностики

Внеурочная
деятельность

Воспитательная
работа

При
возникновении
затруднений:
— в изучении
нового
материала;
—
выявлении
пробелов в
знаниях
Регулярно,
опираясь на
контроль со
стороны
учителей
предметников

Индивидуально1. Индивидуальные и
личностный подход
групповые
в работе со
консультации.
слабоуспевающим
2. Оказание
помощи
и неуспевающими
при выполнении
учащимися
домашнего задания
пробелов в
(карточкизнаниях;
инструкции,
-формирования
помощь сильных
мотивации,
учеников).
интереса к учебе
3.
Творческие
задания.
Для формирования Индивидуально1.
Вовлечение в
личности
личностный подход,
кружки, КТД.
школьника,
создание
2.
Проведение
мотивации,
тематических
комфортной среды
интереса к учебе
классных часов,
предметных недель.
Для: предупреждения
неуспеваемости; ликвидации
выявленных

Тематические
При отставаниив
Для оказания
Определение типа
родительские
собрания.
ученика
и
причин
профессиональноучебе, пропусках
Индивидуальная и
педагогической его неуспеваемости
занятий, не
групповая работа.
помощи
выполнении
домашнего
задания

Работа с
родителями

Приложение 5
Деятельность участников образовательного процесса
Деятельность учителя с учащимся и его родителями:

1.
•
•

Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.
Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и
др.) для объективности результата.

•

Регулярно и систематически опрашивать, выставляя отметки своевременно, не допуская
скопления их в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить
(количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).

•

Комментировать отметку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их
устранять в дальнейшем)

•

Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ,
после чего провести повторный контроль.

•

Учитель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий учащийся
должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.

•

Учитель предметник обязан поставить в известность классного руководителя или
непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление
неудовлетворительных оценок (3 и более)

•

Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае
он должен использовать другие методы воздействия.

2. Деятельность классного руководителя
Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося через
индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу, (методы работы:
анкетирование учащихся, родителей, собеседование), учитывая, что к возможным причинам
можно отнести: пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине);
недостаточная домашняя подготовка; низкие способности; нежелание учиться; недостаточная
работа на уроке; необъективность выставления оценки на уроке; большой объем домашнего
задания; высокий уровень сложности материала и другие причины.
В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный
руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная).
Уважительными причинами считаются:
а) Болезнь, подтвержденная справкой врача или запиской от родителей на срок не более 3-х дней. б)
Мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения, проводящегоданное
мероприятие.
в) Освобождение от урока ученика в случае плохого самочувствия с предупреждением учителя-предметника
или классного руководителя.
г) По семейным обстоятельствам (по заявлению на имя директора школы).
Неуважительными причинами считаются: пропуски урока или уроков без соответствующихдокументов,
подтверждающих уважительную причину отсутствия учащегося.

-

Классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей о пропуске
уроков через запись в дневнике (если случае единичный), через беседу с родителями (если
пропуски неоднократные), через малый педсовет (если прогулы систематические). В случае
выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или недостаточной работы на
уроке классный руководитель обязан провести профилактическую работу с родителями
ученика, обращаясь за помощью к психологу в случае уклонения родителей от своих
обязанностей.
В случае указания учащимся на завышение объема домашнего задания классный
руководитель обязан обсудить вопрос с учителем предметником или обратиться к директору,
заместителю директора по УВР, чтобы проверить соответствие объема домашнего задания
соответствующим нормам.
При необходимости – организовать помощь слабоуспевающим учащимся со стороны
актива класса.
В случае выполнения всех требований и отсутствии положительного результата классный
руководитель сообщает о данном учащемся администрации школы с ходатайством о
проведении малого педсовета.
3. Деятельность обучающегося:
Обучающийся обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять учителю
на проверку письменные задания.
Обучающийся обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений изаданий
на уроке.

Обучающийся, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины)
обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения ученик может
обратиться к учителю за консультацией
4. Деятельность родителей:
- Родители обязаны явиться в школу по требованию педагога или классного руководителя.
- Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником и его посещение
школы.
- Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем
самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником в случае отсутствия
ребенка на уроках по болезни или другим уважительным причинам. Родители имеют право
посещать уроки, по которым учащийся показывает низкий результат.
- Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, психологу,
администрации школы.
- В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на ученика и его
родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия
административных мер наказания к родителям.
5. Деятельность администрации Школы:
- Администрация школы организует работу педсовета.
- Контролирует деятельность всех звеньев учебного процесса по работе со слабоуспевающими
учащимися.
- Администрация школы составляет аналитическую справку по итогам года о работе
педагогического коллектива со слабоуспевающими.
- Проводить собеседования с классными руководителями по результатам работы с неуспевающими
обучающимися не менее 1 раза в месяц.
- Проводить собеседования
с
обучающимися
для выявления причин
неуспеваемости и затруднений в обучении.
6. Деятельность социально-психологической службы:
- Составить индивидуальный план по оказанию социально-психологической помощи
неуспевающему ребенку.
- Довести до сведения родителей и классного руководителя график проводимых занятий, бесед.

Приложение 6
План работы социального педагога с неуспешными детьми
№
1.
2.

Сроки
исполнения
Участие в выявлении обучающихся, имеющих пробелы в знании Сентябрь и
фактического
учебного материала, систематически или в течение
эпизодически не посещающих школу.
года
Мероприятие

Выявление причин непосещения учебных занятий неуспешными
обучающимися.

В течение года

3.

Осуществление контроля за посещением уроков неуспешными
обучающимися, контроль за поведением данных учащихся на
уроках.

4.

Осуществление регулярного взаимодействия с родителями 1 раз в месяц и
неуспешных обучающихся, проведение профилактических бесед по мере
индивидуально и на родительских собраниях.
необходимости

5.

Индивидуальная работа с данной категорией учащихся, проведение
профилактических
бесед,
диагностических
исследований,
Сентябрь
привлечение к выполнению посильных поручений. Диагностика
внеурочных
интересов
учащихся,
требующих
особого
В течение года
педагогического внимания, вовлечение в кружки, секции
и других внеурочных занятий

6.

Контроль за посещением учащихся, требующими особого В течение
педагогического внимания выбранных ими дополнительных учебного года
занятий.

7.

Взаимодействие с учителями по решению ситуаций, возникающихв По мере
процессе работы с неуспешными обучающимися, требующими необходимости
особого педагогического внимания.

8.

Предварительные итоги успеваемости и посещаемости уроков
неуспешными обучающимися.

9.

Профилактические беседы с учащимися пропускающими уроки без По мере
уважительной причины.
необходимости

10.

11.

В течение
года.

Октябрь,
декабрь,
март, май

Октябрь
Подведение итогов работы классных руководителей и учителей по
Декабрь
предупреждению неуспеваемости и повышению посещаемости
Март
занятий неуспешными обучающимися.
Май
Приглашение родителей для выявления причин неуспеваемости и В течение года
разбора возникших ситуаций

Приложение 7
План работы педагога-психолога с неуспешными обучающимися
Сроки
Сентябрь

Ноябрь

Работа с детьми
С педагогами
Диагностика познавательной Тесный
контакт
классными
сферы учащихся
руководителями
Коррекционно
–
развивающие
занятия
педагога-психолога
с
неуспешными учащимися.
Занятие №1

С родителями
сВыступление
на
родительском собрание

Консультация
для
педагогов
на тему: Индивидуальные
«Оказание
помощи консультации
педагогу в работе с запросу родителей
неуспешными»
20

по

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Коррекционно
–
развивающие
занятия
педагога-психолога
с
неуспешными учащимися.
Занятие № 2,3
Коррекционно
–
развивающие
занятия
педагога-психолога
с
неуспешными учащимися.
Занятие № 4,5
Коррекционно
–
развивающие
занятия
педагога-психолога
с
неуспешными учащимися.
Занятие № 6,7
Коррекционно
–
развивающие
занятия
педагога-психолога
с
неуспешными учащимися.
Занятие № 8,9

Индивидуальное
консультирование
педагогов

Индивидуальная
консультация
запросу родителей

Диагностика
педагогов
Индивидуальная
на предмет оценки
консультация
педагогической
запросу родителей
справедливости.

Индивидуальное
консультирование
педагогов

по

по

Рекомендации
родителям
на тему:
«Отношение с
ребенком».

Рекомендации
Рекомендации учителям учителям при работе с
при работе с
родителями
неуспешными детьми

Коррекционно
–
развивающие
занятия Индивидуальное
педагога-психолога
с консультирование
неуспешными учащимися. педагогов
Занятие № 10

Консультация
«Родительская любовь –
самое главное в жизни»

Приложение 8
Документация
1. Форма отчета по работе со слабоуспевающими учащимися
Ф.И.О. ученика

Причины
неуспеваемости

Использованы виды
опроса

Формы ликвидации
пробелов

Результат работы

2. Образец плана индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.
ФИО учителя
Фамилия ученика (класс)

Предмет
Пробелы в знаниях уч-ся (тема, проблема)
Планируемые мероприятия. Сроки их реализации.
1.Индивидуальные дополнительные
Тематика занятий.
занятия.
2.Дифференцированные задания.

Сроки

Указать методическое
пособие

3.Дифференцированный контроль
знаний.
4.Работа с дневником и тетрадью.

.

5.Консультации для родителей.
6.Создание ситуации успеха на уроке

Приложение 9
Система работы с неуспевающими детьми1.Этапы формирования
положительного отношения к учению
Отношения
1-й этап
2-й этап
Наиболее
легкий Занимательный
К
занимательный
материал, касающийся
содержанию
материал, независимо
сущности изучаемого
учебного
от
его
важности,
материала
значимости
Ведущим
остается
Действует учитель –
К процессу
учитель,
ученик
ученик только
учения
воспринимает
участвует в отдельных
(усвоения
звеньях процесса
знаний)
Поощрение успехов в
Поощрение успехов в
К себе, своим
учебе, не требующей
работе,
требующей
силам
усилий
некоторых усилий
Подчеркнутая
Доброжелательность,
объективность,
внимание, личное
К учителю
нейтралитет
расположение,
(коллективу)
помощь, сочувствие

3-й этап
Существенный,
важный,
но
привлекательный
материал

не

Ведущим
становится
ученик, учитель участвуетв
отдельных
звеньях
процесса
Поощрение успехов в
работе,
требующий
значительных усилий
Использование суждения
наряду с
доброжелательностью,
помощью и др.

2. Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Этапы урока

Виды помощи в учении
22

Контроль
подготовленности
учащихся

Изложение нового
материала

Самостоятельная
работа учащихся
на уроке

Организация
самостоятельной
работы вне
класса

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение
пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой
Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов,
выявляющих степень понимания ими учебного материала.
Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и
т. д.
Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении,
к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной
сильным учеником
Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда
простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание
приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость
актуализировать то или иное правило.
Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач,
упражнений.
Инструктирование
о рациональных путях выполнения заданий,
требованиях к их оформлению.
Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки,проверка,
исправления.
Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы
упражнений, а не механическое увеличение их числа.
Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек
консультаций, карточек с направляющим планом действий.

3. Профилактика неуспеваемости
Этапы урока

Контроль
подготовленности
учащихся

Изложение нового
материала

Самостоятельная
работа учащихся
на уроке

Организация
самостоятельной
работы вне класса

Акценты в обучении
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у
учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и
систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах,
письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать
внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала
учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или
раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил,
умений и навыков, выявить причины отставания
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися
основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со
стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала.
Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний.
Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем
учащимся активно усваивать материал
Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной
системе достичь большего эффекта.
Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по
устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах.
Инструктировать о порядке выполнения работы.
Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в
самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе,
всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать
работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль
Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного,
концентрируя внимание на наиболее существенных элементах
программы,
вызывающих
обычно
наибольшие
затруднения.
Систематически давать домашние задания по работе над типичными
ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения
домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками.
Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса,
исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.
Приложение 10
Памятки
1. Памятка "Работа с неуспевающими учащимися"

Ф.И.О. ученика

Класс

По каким предметам не успевает
Поведение ученика …….
Причины, которые привели к плохой успеваемости ……..

24

Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительныезанятия)
используются в работе с учеником ……
Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика …….Сколько
времени длится эта работа ………
Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы …….

2.

Памятка "Психотерапия неуспеваемости"

"Не бить лежачего" Оценку своих знаний, учащийся уже получил и ждет спокойной
помощи, а не новых упреков.
2.
Не более одного недостатка в минуту. Избавляя человека от недостатков, знайте
меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности
выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который
хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.
3.
"За двумя зайцами погонишься"
Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого
учащегося.
4.
Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.
Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.
5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними
неудачами, даже самый малый успех - это победа над собой, и она должна быть
замечена и оценена по заслугам.
6.
Не скупитесь на похвалу. Выделите из потока неудач крошечный островок,
соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на
незнание и неумение.
7.
Техника оценочной безопасности.
Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения:
"Еще не знаю, но могу и хочу знать".
8.
Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели. Не искушайте
его невыполнимыми целями.
9.
Учащийся не объект, а соучастник оценки. Умение оценивать себя самостоятельно
- главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценкеначните с ее
дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ,
ошибки за невнимание и ошибки "на правила", своевременное выполнение задания.
10.
Сравнивайте достижения.
11.
Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах,
которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.
1.

3. Памятка «Способы поддержания работоспособности детей и учителей»
-Не задерживаться долго на одном и том же материале. Задержка на известном детям
материале утомляет их, блокирует осмысление заданий учителя, возникают эффекты
насыщения, пресыщения – ребёнок отвлекается, ослабляет напряжённость

внимания, объём внимания сужается, наступает торможение и т.д. Чтобы всё это преодолеть
нужны не столько интеллектуальные, сколько физические усилия, физическое напряжение.
-Теоретический материал давать небольшими дозами.
-Чередовать трудный и лёгкий материал, эмоциональный и рациональный, теоретическийи
практический.
-Чередование методов и приёмов работы, письменные и устные, графические и текстовые,
вербальные и практические и т.д.
-Чередовать деятельность учащихся и учителя, самостоятельная работа детей и рассказучителя,
беседы и чтение текста про себя, использовать релаксацию.
-Исключить повторы ответов учащихся (эффект знакомости требует его преодоления,затрат
физических сил, приводит к утомлению учителя и детей – законы маятника).
-Исключить на уроке замечания детям, морализацию и нравоучения.
-Изменение привычной структуры урока – назревшая необходимость для поддержания
работоспособности детей и учителей. Исключение повторения учителем темы
пройденных уроков (пройденный материал должен включаться в новый через систему
заданий и приемов сравнения).
-Учет
психического состояния детей (настроение выявляется через форму
психологической защиты).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».