РП Физика 7-9 классы (адаптированная)

1.Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами освоения основной образовательной программы по физике.
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и
настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед
Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость
использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной
сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой,
сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной
России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению ипознанию; готовность и способность к осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов.
3 Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знаниеосновных норм морали,
нравственных, духовных идеалов,хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской
этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизничеловека, семьи и общества).
Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду,
наличие опыта участия в социально значимом труде.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4.Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести
диалог с другими людьми и достигать в немвзаимопонимания (идентификация себя как
полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу,
готовность к конструированию образадопустимых способов диалога, готовность к
конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность
и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения
социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся;
включенность в
непосредственное гражданское участие, готовность участвовать
в жизнедеятельности
подросткового
общественного
объединения,
продуктивно
взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя
в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере
организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к
окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной

организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности
«другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования,
организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества,
способов реализации собственного лидерского потенциала).
7.Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать
художественные
произведения,
отражающие
разные
этнокультурные
традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизнии средства организации общения;
эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к
эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,
выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с
художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9.Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию
природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому
отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению
природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),
способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации
учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной
образовательной траектории.
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких как «система», «факт»,
«закономерность», «феномен», «анализ», «синтез», «функция», «материал», «процесс»,
является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение
навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе
продолжается работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.
Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов:
продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и
перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной
деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
создании образа «потребного будущего».
При изучении физики обучающиеся усовершенствуют приобретенные навыки работы с
информацией и пополнятих. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и
интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию,
содержащуюся в готовых информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание
выделенных фактов, мыслей;
- представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядносимволической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий —
концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
-заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения физики обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности,
способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности,
повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в процессе реализации
исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей
задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они
получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений,
к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
В соответствии с ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий:
регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в
учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности.
Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
- определять необходимые действия в соответствии сучебной и познавательной задачей и
составлять алгоритм ихвыполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательнойзадачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры,
формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов);
-выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения
задачи/достиженияцели;
- составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта,
алгоритм проведения исследования);
-определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и
находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения
практических задач;
- планировать и корректировать свою индивидуальнуюобразовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
- различать результаты и способы действий при достижении результатов;
- определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии
оценки своей учебной деятельности;

- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей
деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
- находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа
изменений ситуации для получения запланированных характеристик/показателей результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками результата и характеристиками
процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик
процесса для получения улучшенных характеристик результата;
- соотносить свои действия с целью обучения.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения.
Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
имеющихся средств;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным
критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способомна основе оценки своих внутренних
ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебнойи познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
- анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других
обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или
неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации;
- принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия принятого
решения;
- определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий
привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных
состояний.
Познавательные УУД
6.Умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и
объяснять их сходство или отличия;

-объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
- различать/выделять явление из общего ряда других явлений;
- выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять
причины возникновения наблюдаемых явлений или событий;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к
общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов иявлений, выделяя при этом общие
признаки и различия;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской деятельности;
- выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинноследственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знакии символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных
характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или
формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее
алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования
(теоретического, эмпирического) с точки зрения решения проблемной ситуации, достижения
поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать
текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержанию текста,
целевую установку речи), интерпретировать текст (художественный и нехудожественный:
учебный, научно-популярный, информационный);
- критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной,социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания;
-анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

- проводить причинный и вероятностный анализ различных экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой фактор;
- распространять экологические знания и участвовать впрактических мероприятиях по защите
окружающей среды.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей,
справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем.
Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова иформировать корректные поисковые
запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний,
справочниками;
- формировать множественную выборку из различных источников информации для
объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска с задачами ицелями своей деятельности.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с
педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение
(точку зрения), доказательство (аргументы);
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали
продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать
контраргументы, перефразировать свою мысль;
- критически относиться к собственному мнению, уметьпризнавать ошибочность своего мнения
(если оно ошибочно) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед
группой задачей;
- организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять
роли, договариваться друг с другом и т. д.);
-устранять
в
рамках
диалога
разрывы
в
коммуникации,
обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с нейотбирать и использовать речевые
средства;
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках
диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

- создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых
средств;
- использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего
выступления;
- использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной
задачей;
- оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее — ИКТ).
Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения
учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
-использовать для передачи своих мыслей естественныеи формальные языки в соответствии с
условиями коммуникации;
- оперировать данными при решении задачи;
- выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для
решения учебных задач, в том числе для: вычисления, написания писем, сочинений,докладов,
рефератов, создания презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования.
По окончании изучения курса обучающийся научится:
- соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным
оборудованием;
-понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление,
физическая величина, единицы измерения;
- распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов;
анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты
наблюдений и опытов;
- ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без
использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного
эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и
формулировать выводы. Примечание. При проведении исследования физических явлений
измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин.
Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется.
- понимать роль эксперимента в получении научной информации;
-проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила,
температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный
фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и
использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений; Примечание. Любая
учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми измерениями всех
перечисленных физических величин.
- проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых
измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной
зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам
исследования;
- проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать
экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение
величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
- анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление
изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их
объяснения;

- понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их
безопасного использованияв повседневной жизни;
- использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических
явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернета.
По окончании изучения курса обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об
окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
- использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств
выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
- сравнивать точность измерения физических величин повеличине их относительной
погрешности при проведении прямых измерений;
- самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с
использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства
измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать
выбор способа
измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных
результатов;
- воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и
средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя
ее содержание и данные об источнике информации;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе
нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая
особенности аудитории сверстников.
Механические явления
По окончании изучения курса обучающийся научится:
- распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные
свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение,
равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического
движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция,
взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и
газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел,имеющих закрепленную
ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);
- описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины:
путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества,
сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая
энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при
совершении работы с использованием простого механизма, амплитуда, период и частота
колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать
физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить
формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять
значение физической величины;
- анализировать свойства тел, механические явления ипроцессы, используя физические законы:
закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил
(нахождение равнодействующей силы), законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон
Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и
его математическое выражение;
- различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка,
инерциальная система отсчета;
- решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного
тяготения, принцип суперпозиции сил, законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон
Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь,
скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, сила трения скольжения,
коэффициент трения, давление, импульс тела, механическая работа, механическая мощность,
кинетическая энергия, потенциальная энергия, КПД простого механизма, амплитуда, период и
частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия
задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы,

необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного
значения физической величины.
По окончании изучения курса обучающийся получит возможность научиться:
- использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения вокружающей среде; приводить
примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и
физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии;
экологических последствий исследования космического пространства;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения
импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов
(законы движения, закон Гука, Архимеда и др.);
- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на
основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при
помощи методов оценки.
Тепловые явления
По окончании изучения курса обучающийся научится:
- распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства
или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании
(охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность
воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение),
агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее
при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;
- описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины:
внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость вещества,
удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота плавления, удельная теплота
парообразования, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании
правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы
измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими
величинами, вычислять значение физической величины;
- анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения
атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;
- различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и
твердых тел;
- приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
- решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы,
связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость
вещества, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота плавления, удельная теплота
парообразования, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа
условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и
формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность
полученного значения физической величины.
По окончании изучения курса обучающийся получит возможность научиться:
- использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращениис приборами и техническими устройствами, для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить
примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и
гидроэлектростанций;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах)
и ограниченность использования частных законов;

- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на
основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата,
так и при помощи методов оценки.
Электромагнитные явления
По окончании изучения курса обучающийся научится:
- распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные
свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов,
электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие
магнитов, электро-магнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на
движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу,
электро-магнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление
света, дисперсия света;
- составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением
элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока,
ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр);
- использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и
собирающей линзе;
- описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические
величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое
сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока,
фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны
и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их
обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую
величину с другими величинами;
- анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические
законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—
Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон
преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое
выражение;
- приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных
явлениях;
- различать основные признаки изученных физическихмоделей: точечный источник света,
световой луч;
- решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—
Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света,закон
преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое
напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа
электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость
электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета электрического
сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников): на основе
анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и
формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность
полученного значения физической величины.
По окончании изучения курса обучающийся получит возможность научиться:
- использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить
примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность
использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца и др.);
- использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств
выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

-находить адекватную предложенной задаче физическуюмодель, разрешать проблему как на
основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического
аппарата, так и при помощи методов оценки.
Квантовые явления
По окончании изучения курса обучающийся научится:
-распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства
или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, D-, E- и
J-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;
- описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число,
зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать
физический смысл используемых величин, ихобозначения и единицы измерения; находить
формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять
значение физической величины;
- анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон
сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового
числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную
формулировку закона и его математическое выражение;
- различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
- приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности,
ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.
По окончании изучения курса обучающийся получит возможность научиться:
- использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и
техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
- соотносить энергию связи атомных ядер с дефектоммассы;
- приводить примеры влияния радиоактивных излученийна живые организмы; понимать
принцип действия дозиметра и различать условия его использования;
- понимать экологические проблемы, возникающие прииспользовании атомных
электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого
термоядерного синтеза.
Строение и эволюция Вселенной
По окончании изучения курса обучающийся научится:
- указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного
вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;
- понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;
По окончании изучения курса обучающийся получит возможность научиться:
- указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел
Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях
звездного неба;
- различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды
с ее температурой;
- различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.
Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых
знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В
соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой
достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а
добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной
школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность,
которая имеет следующие особенности:

1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными
мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не
только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных
учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта,
имеющего значимость для других;
2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким
образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми,
референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в
ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки
овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного
вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и
сотрудничества в коллективе;
3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает
сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут
быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные
пристрастия к тому или иному виду деятельности.
2.Содержание учебного курса «Физика»
Содержание курса физики в 7 классе
Введение
Физика – наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и
описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины,
времени, температуры. Физические приборы. Точность и погрешность измерений.
Международная система единиц. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа:
№ 1. Определение цены деления измерительного прибора
Первоначальные сведения о строении вещества
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое
движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых
телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения
твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе
молекулярно-кинетических представлений.
Фронтальная лабораторная работа:
№ 2. Определение размеров малых тел.
Взаимодействие тел
Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела.
Относительность механического движения. Физические величины, необходимые для описания
движения и взаимосвязь между ними (траектория, путь, скорость, время движения).
Равномерное и неравномерное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости от
времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение
массы тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Сила тяжести. Закон всемирного
тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела.
Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной
прямой. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в
природе и технике. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.
Фронтальная лабораторная работа:
№ 3. Измерение массы тела на рычажных весах.
№ 4. Измерение объема тела.
№ 5. Определение плотности твердого тела, измерение плотности жидкости.
№ 6. Градуировка пружины и измерение сил динамометром.
№ 7. Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел
и прижимающей силы.

Давление твердых тел, жидкостей и газов
Давление. Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения
давления. Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки
сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного
давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Манометр. Атмосферное давление на
различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на
погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел и судов. Воздухоплавание.
Фронтальная лабораторная работа:
№ 8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
№ 9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Работа и мощность. Энергия
Механическая работа. Мощность.
Простые механизмы. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на
рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ
при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»). Условия равновесия
твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Коэффициент полезного действия
механизма.
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида
механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.
Фронтальная лабораторная работа:
10. Выяснение условия равновесия рычага.
11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Обобщающее повторение
Содержание курса физики в 8 классе
Тепловые явления
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и
теплопередача. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная
теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмен. Закон сохранения и превращения
энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел.
Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Удельная
теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе
молекулярно-кинетических представлений. Преобразование энергии в тепловых машинах.
Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические
проблемы использования тепловых машин.
Фронтальная лабораторная работа:
№ 1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
№ 2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
№ 3. Измерение влажности воздуха.
Электрические явления
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел.
Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле. Закон сохранения
электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома.
Электрический ток. Действие электрического поля на электрические заряды. Источники тока.
Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление.
Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Конденсатор. Правила
безопасности при работе с электроприборами.
Фронтальная лабораторная работа:
№ 4. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
№ 5. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
№ 6. Регулирование силы тока реостатом.

№ 7. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
№ 8. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.
Электромагнитные явления
Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки
с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.
Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический
двигатель.
Фронтальная лабораторная работа:
№ 9. Сборка электромагнита и испытание его действия
№ 10. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
Световые явления
Источники света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение светил.
Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Закон
преломления света. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Изображения,
даваемые линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Фронтальная лабораторная работа:
№ 11. Получение изображения при помощи линзы.
Обобщающее повторение
Содержание курса физики в 9 классе
Законы взаимодействия и движения тел
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного
равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость,
ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при
равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения.
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Законы
Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные
спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Фронтальная лабораторная работа:
№ 1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
№ 2. Измерение ускорения свободного падения.
Механические колебания и волны. Звук
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания.
Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические
колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания.
Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные
и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и
периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.
Звуковой резонанс. Интерференция звука.
Фронтальная лабораторная работа:
№ 3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от
его длины.
Электромагнитное поле
Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его
магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыт Фарадея. Электромагнитная индукция.
Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток.
Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах. Трансформатор.
Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные
волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных
излучений на живые организмы. Колебательный контур. Получение электромагнитных
колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Интерференция света. Электромагнитная

природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел.
Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров. Спектральный анализ. Поглощение и
испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Фронтальная лабораторная работа:
№ 4. Изучение явления электромагнитной индукции.
№ 5. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.
Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гаммаизлучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных
ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Экспериментальные
методы исследования частиц. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл
зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения для альфа- и бета-распада при
ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная
энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период
полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые
организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
Фронтальная лабораторная работа:
№ 6. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
№ 7. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
№ 8. Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа
радона.
№ 9. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
Строение и эволюция Вселенной
Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела
Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция
Вселенной.
Обобщающее повторение
3.Тематическое планирование 7 класс.
В том числе на
п/п

1

Наименование
разделов и тем

Введение.
Физика и
физические
методы
изучения
природы

Общее
количество
часов

5

Теоретические

3

Контрольные

Практические
и
лабораторные

2

Содержание
воспитательного
потенциала раздела с
учетом рабочей
программы
воспитания

Установление
доверительных
отношений между
учителем и его
учениками,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися
требований и
просьб учителя,
привлечению их
внимания к
обсуждаемой на
уроке информации,
активизации их
познавательной

деятельности

2

3

Первоначаль
ные
сведения о
строении
вещества

Взаимодейст
вие тел

8

19

6

12

1

2

1

Привлечение
внимания
школьников к
ценностному
аспекту изучаемых
на уроках явлений,
организация их
работы с
получаемой на
уроке социальнозначимой
информацией –
инициирование ее
обсуждения,
высказывания
учащимися своего
мнения по ее
поводу, выработки
своего к ней
отношения

5

Применение на
уроке
интерактивных
форм работы
учащихся:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
школьников;
дидактического
театра, где
полученные на
уроке знания
обыгрываются в

театральных
постановках;
дискуссий,
которые дают
учащимся
возможность
приобрести опыт
ведения
конструктивного
диалога; групповой
работы или работы
в парах, которые
учат школьников
командной работе
и взаимодействию
с другими детьми

4

5

6

Давление
твердых тел,
жидкостей и
газов

Работа.
Мощность.
Энергия.

Обобщающе
е повторение

17

13

8

14

11

7

1

1

2

Включение в урок
игровых процедур,
которые помогают
поддержать
мотивацию детей к
получению знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в
классе, помогают
установлению
доброжелательной
атмосферы во
время урока

1

Организация
шефства
мотивированных и
эрудированных
учащихся над их
неуспевающими
одноклассниками,
дающего
школьникам
социально –
значимый опыт
сотрудничества и
взаимной помощи

1

Привлечение
внимания
школьников к
ценностному
аспекту изучаемых
на уроках явлений,
организация их
работы с
получаемой на

уроке социальнозначимой
информацией –
инициирование ее
обсуждения,
высказывания
учащимися своего
мнения по ее
поводу, выработки
своего к ней
отношения
Итого

70

53

5

12

Тематическое планирование 8 класс.
В том числе на
п/п

Наименование
разделов и тем

Общее
количество
часов

Теоретические

Контрольные

Практические
и
лабораторные

Содержание
воспитательного
потенциала раздела с
учетом рабочей
программы
воспитания

1

Тепловые
явления

27

21

4

2

Установление
доверительных
отношений между
учителем и его
учениками,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися
требований и
просьб учителя,
привлечению их
внимания к
обсуждаемой на
уроке информации,
активизации их
познавательной
деятельности

2

Электрическ
ие явления

25

19

4

2

Применение на
уроке
интерактивных
форм работы
учащихся:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
школьников;
дидактического
театра, где
полученные на
уроке знания
обыгрываются в

театральных
постановках;
дискуссий,
которые дают
учащимся
возможность
приобрести опыт
ведения
конструктивного
диалога;
групповой работы
или работы в
парах, которые
учат школьников
командной работе
и взаимодействию
с другими детьми
4

Электромагн 8
итные
явления

5

5

Световые
явления

10

9

ИТОГО

70

54

2

10

1

Включение в урок
игровых процедур,
которые помогают
поддержать
мотивацию детей к
получению знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в
классе, помогают
установлению
доброжелательной
атмосферы во
время урока

1

Организация
шефства
мотивированных и
эрудированных
учащихся над их
неуспевающими
одноклассниками,
дающего
школьникам
социальнозначимый опыт
сотрудничества и
взаимной помощи

6

Тематическое планирование 9 класс.
п/п

Наименование

Общее

В том числе на

Содержание

разделов и тем

количество
часов
Теоретические

Контрольные

Практические
и
лабораторные

воспитательного
потенциала раздела с
учетом рабочей
программы
воспитания

1

Закон
взаимодейст
вия и
движения
тел.

39

35

2

2

Установление
доверительных
отношений между
учителем и его
учениками,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися
требований и просьб
учителя,
привлечению их
внимания к
обсуждаемой на
уроке информации,
активизации их
познавательной
деятельности

2

Механическ
ие
колебания и
волны. Звук

19

16

1

2

Организация
шефства
мотивированных и
эрудированных
учащихся над их
неуспевающими
одноклассниками,
дающего
школьникам
социально
значимый опыт
сотрудничества и
взаимной помощи

3

Электромагн
итное поле

19

17

1

1

Инициирование и
поддержка
исследовательской
деятельности
школьников в
рамках реализации
ими
индивидуальных и
групповых
исследовательских
проектов, что даст
школьникам
возможность
приобрести навык
самостоятельного
решения
теоретической
проблемы, навык

генерирования и
оформления
собственных идей,
навык
уважительного
отношения к
чужими идеям,
оформленным в
работах других
исследователей,
навык публичного
выступления перед
аудиторией,
аргументирования и
отстаивания своей
точки зрения
4

Строение
атома и
атомного
ядра

16

13

5

Итоговое
повторение

4

3

6

Строение и

5

5

2

1

Привлечение
внимания
школьников к
ценностному
аспекту изучаемых
на уроках явлений,
организация их
работы с
получаемой на
уроке социальнозначимой
информацией –
инициирование ее
обсуждения,
высказывания
учащимися своего
мнения по ее
поводу, выработки
своего к ней
отношения

1

Включение в урок
игровых процедур,
которые помогают
поддержать
мотивацию детей к
получению знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе,
помогают
установлению
доброжелательной
атмосферы во время
урока
Привлечение

эволюция
вселенной

ИТОГО:

внимания
школьников к
ценностному
аспекту изучаемых
на уроках явлений,
организация их
работы с
получаемой на
уроке социальнозначимой
информацией –
инициирование ее
обсуждения,
высказывания
учащимися своего
мнения по ее
поводу, выработки
своего к ней
отношения
102

89

6

7

Календарно-тематическое планирование на 2021-2022 учебный год.
№
п/п

Тема урока

7 класс

Дата
план

Примечание
факт

Введение. Физика и физические методы изучения природы (5 часов)
1 Введение. Инструктаж по ТБ. Физика - наука о природе

06.09

2 Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение
физических величин.

07.09

3 Лабораторная работа № 1

13.09

4 Точность и погрешность измерений. Лабораторная работа
№4

14.09

5 Физика и мир, в котором мы живем.

20.09

Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов)
6 Строение вещества. Молекулы

21.09

7 Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

27.09

8 Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел» 28.09
9 Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Агрегатные
состояния вещества

04.10

10 Контрольная работа №1 Первоначальные сведения о
строении вещества

05.10

11 Анализ контрольной работы. Обобщение по теме.

11.10

Взаимодействие тел (19 часов)
12 Механическое движение. Равномерное и неравномерное
движение

12 .10

13 Скорость. Единицы скорости

18.10

14 Расчет пути и времени движения

19.10

15 Взаимодействие тел. Инерция.

25.10

16 Масса тела

26.10

17 Лабораторная работа № 3 «Измерение массы на рычажных 28.10
весах»
18 Плотность вещества

15.11

19 Лабораторная работа № 5 "Определение плотности
твердого тела"

16.11

20 Расчет массы и объема тела по его плотности

22.11

21 Сила. Сила тяжести.

23.11

22 Вес тела Сила упругости. Закон Гука.

29.11

23 Единицы силы. Связь между массой тела и силой тяжести.
Сила тяжести на других планетах

30.11

24 Динамометр . Лабораторная работа № 6 "Градуирование
пружины"

06.12

25 Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой.
Равнодействующая сила

07.12

26 Сила трения. Трение покоя

13.12

27 Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с
помощью динамометра»

14.12

28 Контрольная работа № 2 по теме "Взаимодействие тел"

20.12

29 Движение и взаимодействие, Силы вокруг нас.

21.12

30 Обобщающее занятие по теме «Взаимодействие тел»

27.12

Давление твердых тел, жидкостей и газов (18 часов)
31 Давление

28.12

32 Способы уменьшения и увеличения давления

24.12

33 Давление газа

10.01

34 Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля

11.01

35 Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

17.01

36 Сообщающиеся сосуды

18.01

37 Вес воздуха. Атмосферное давление

24.01

38 Измерение атмосферного давления. Барометры

25.01

39 Манометры

31.01

40 Поршневой жидкостный насос. Гидравлическая машина

01.02

41 Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

07.02

Архимедова сила
42 Лабораторная работа № 8 "Определение выталкивающей
силы, действующей на погруженное в жидкость тело"

08.02

43 Плавание тел

14.02

Лабораторная работа № 9 "Выяснение условий плавания
тел в жидкости"
44 Решение задач по теме «Архимедова сила», «Условия
плавания тел»»

15.02

45 Плавание судов. Воздухоплавание.

21.02

46 Давление твердых тел, жидкостей и газов

22.02

47 Решение задач

28.02

48 Контрольная работа №3 по теме "Давление твердых тел, 01.03
жидкостей и газов"
Работа и мощность. Энергия (11 часов)
49 Механическая работа.

14.03

Мощность
50 Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил

15.03

51 Момент силы. Рычаги в технике, быту, и природе.

21.03

52 Лабораторная работа № 10 "Выяснение условия равновесия 22.03
рычага"
53 Блоки. «Золотое правило" механики

04.04

54 Центр тяжести тела. Условия равновесия тел

05.04

55 Коэффициент полезного действия.

11.04

56 Кинетическая и потенциальная энергия

12.04

Превращения энергии
57 Работа и мощность. Энергия

18.04

58 Контрольная работа №4 по теме "Работа и мощность.
Энергия"

19.04

59 Решение задач по теме "Работа и мощность. Энергия"

25.04

Обобщающее повторение (6 часов)

60 Физика и мир, в котором мы живем

26.04

61 Итоговая контрольная работа №5

10.05

62 Анализ итоговой контрольной работы

16.05

63 Физика и мир, в котором мы живем

17.05

64 Обобщающий урок: решение задач

23.05

65 "Я знаю, я могу..."

24.05

В соответствии с календарным годовым графиком МБОУ Волошинская СОШ на 2021-2022
учебный год календарно-тематическое планирование для 7 класса разработано на 65 часов.
Программа будет выполнена путем уплотнения материала

8 класс

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

21
22
23
24
25
26
27
28

29
30
31
32
33

Тема урока

план
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (27часов)
Введение. Инструктаж по ТБ. Повторение.
02.09
Повторение. Решение задач
07.09
Повторение. Решение задач
09.09
Тепловые явления. Температура
14.09
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии 16.09
тела.
Виды теплопередачи. Примеры теплообмена в природе и
21.09
технике
Расчет изменения внутренней энергии. Удельная
23 09
теплоемкость
Расчет количества теплоты при теплообмене. Решение задач. 28.09
Лабораторная работа №1 «Исследование изменения
30.09
температуры остывающей воды»
Количество теплоты, выделяющееся при сгорании топлива
05.10
Закон сохранения внутренней энергии и уравнение теплового 07.10
баланса
Лабораторная работа № 2 «Сравнение количеств теплоты 12.10
при смешивании воды разной температуры»
Лабораторная работа №3 « Измерение удельной
14.10
теплоемкости твердого тела»
Решение задач по теме «Внутренняя энергия»
19.10
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание 21.10
кристаллических тел
26.10
Контрольная работа №1 по теме «Расчет количества
теплоты»
Количество теплоты , необходимое для плавления тела и
11.11
выделяющееся при его кристаллизации
Решение задач.
16.11
Испарение и конденсация. Кипение.
18.11
Влажность воздуха. Способы определения влажности
23.11
воздуха. Лабораторная работа № 4.
Измерение относительной влажности воздуха.
Количество теплоты, необходимое для парообразования и
25.11
выделяющееся при конденсации
Решение задач.
30.11
Решение задач.
02.12
Решение задач.
28.11
Тепловые двигатели. Двигатель внутреннего сгорания. КПД 02.12
Решение задач. Подготовка к контрольной работе.
07.12
Решение задач
09.12
14.12
Контрольная работа № 2 « Изменение агрегатных
состояний вещества»
Раздел 2 электрические явления ( 25 часов)
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие
16.12
заряженных тел. Два рода зарядов.
Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.
21.12
Электрическое поле.
23.12
Делимость электрического заряда. Строение атомов .
28.12
Объяснение электрических явлений.
11.01

Примечание

Дата
факт

34 Электрический ток. Источники электрического тока.
13.01
35 Электрическая цепь и её составные части. Электрический ток 18.01
в металлах.
36 Действие электрического тока. Направление тока.
20.01
37 Контрольная работа № 3 «Электрические заряды и
25.01
электрический ток.»
38 Сила тока. Единицы силы тока.
27.01
39 Амперметр. Измерение силы тока. Л.р. №5«Сборка
01.02
электрической цепи и измерение силы тока в различных
участках».
40 Электрическое напряжение. Вольтметр. Измерение
03.02
напряжения.
41 Лабораторная работа № 6« Измерение напряжения на
08.02
различных участках электрической цепи»
42 Электрическое сопротивление проводников.
10.02
43 Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для
15.02
участка цепи.
44 Решение задач
17.02
45 Реостаты. Л.р. №7 «регулирование силы тока реостатом».
22.02
Л.р. №7 «определение сопротивления проводника при помощи
амперметра и вольтметра».
46 Последовательное и параллельное соединения проводников 24.02
47 Решение задач на закон Ома для участка цепи,
01.03
последовательное и параллельное соединение
48 Работа и мощность электрического, тока.
03.03
50 Л.Р. № 8 «Определение работы и мощности тока в
10.03
электрической лампе».
51 Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля 15.03
- Ленца
52 Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. 17.03
Короткое замыкание. предохранители
53 Повторение темы «Электрические явления» Решение задач. 22.03
54 Контрольная работа № 4 «Работа и мощность
05.04
электрического тока»
Раздел 3 ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ( 6 часов)
55 Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока.
07.04
56 Применение электромагнитов. Лабораторная работа № 9
12.04
«Сборка электромагнита и испытание его действия
57 Постоянные магниты. Магнитное поле Земли
14.04
58 Действие магнитного поля на проводник с током.
19.04
Электродвигатель постоянного тока
59 ЛР№ 10 « Изучение электрического двигателя постоянного 21.04
тока ( на модели)».Повторение темы электромагнитные
явления.
60 Контрольная работа № 5 по теме «Электромагнитные
26.04
явления»
Раздел 4 СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (8 часов)
61 Источники света. Распространение света. Отражение света. 28.04
Законы отражения света
62 Изображение в плоском зеркале Преломление света. Линзы. 05.05
63 Построение изображений, полученных с помощью линз.
10.05
Формула тонкой линзы. Решение задач
64 Итоговая контрольная работа № 6 за курс физики 8
12.05

65
66
67
68

класса
Анализ итоговой контрольной работы.
Решение задач
Решение задач
Решение задач

17.05
19.05
24.05
26.05

В соответствии с календарным годовым графиком МБОУ Волошинская СОШ на 2021-2022
учебный год календарно-тематическое планирование для 8 класса разработано на 68 часов.
Программа будет выполнена путем уплотнения материала.

9 класс

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37

Дата
план
факт
1. Законы взаимодействия и движения тел (35часов).
Введение. Инструктаж по ТБ. Повторение
06.09
Повторение: решение задач
08.09
Материальная точка. Система отсчёта.
09.09
Перемещение
13.09
Определение координат движущегося тела
15.09
Перемещение при прямолинейном равномерном
16.09
движении.
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. 20.09
Скорость прямолинейного равноускоренного движения. 22.09
График скорости.
Решение задач.
23.09
Перемещение при прямолинейном равноускоренном
27.09
движении.
Перемещение при прямолинейном равноускоренном
29.09
движении без начальной скорости.
Лабораторная работа №1 «Определение ускорения тела 30.09
при равноускоренном движении».
Относительность движения.
04.10
06.10
Контрольная работа №1 «Законы движения тел».
Решение задач.
07.10
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
11.10
Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона. 13.10
Второй закон Ньютона.
14.10
Третий закон Ньютона.
18.10
Решение задач
20.10
Свободное падение тел.
21.10
Движение тела, брошенного вертикально вверх.
25.10
Невесомость.
Лабораторная работа№2 «Измерение ускорения
27.10
свободного падения».
Закон всемирного тяготения.
28.10
Ускорение свободного падения на Земле и других
10.11
небесных телах.
Решение задач
11.11
Прямолинейное и криволинейное движение.
15.11
Движение тела по окружности с постоянной по модулю 17.11
скоростью
Искусственные спутники Земли. Реактивное движение. 18.11
Ракеты.
Импульс тела. Закон сохранения импульса.
22.11
Реактивное движение. Ракеты.
24.11
Решение задач
25.11
Вывод закона сохранения механической энергии
29.11
01.12
Контрольная работа №2 «Законы взаимодействия
тел».
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
02.12
2.Механические колебания и волны. Звук (15 часов).
Колебательное движение. Свободные колебания.
06.12
Величины, характеризующие колебательное движение. 08.12
Тема урока

Примечание

38 Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости 09.12
периода и частоты свободных колебаний
математического маятника от его длины».
39 Гармонические колебания
13.12
40 Решение задач
15.12
41 Затухающие колебания. Вынужденные колебания.
16.12
Резонанс
42 Распространение колебаний в среде. Волны.
20.12
43 Длина волны. Скорость распространение волн.
22.12
44 Решение задач
23.12
45 Источники звука. Звуковые колебания.
27.12
46 Высота, тембр и громкость звука.
10.01
47 Распространение звука. Отражение звука. Звуковые
12.01
волны. Звуковой резонанс.
48 Решение задач
13.01
49 Контрольная работа № 3 «Механические колебания и 17.01
волны».
50 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
19.01
3.Электромагнитное поле (19 часов).
51 Магнитное поле.
20.01
52 Направление тока и направление линий его магнитного 24.01
поля.
53 Обнаружение магнитного поля по его действию на
26.01
электрический ток. Правило левой руки.
54 Индукция магнитного поля. Магнитный поток.
27.01
55 Решение задач
31.01
56 Явление электромагнитной индукции.
02.02
57 Лабораторная работа №4 «Изучение явления
03.02
электромагнитной индукции.
58 Направление индукционного тока, правило Ленца
07.02
59 Явление самоиндукции
09.02
60 Получение переменного электрического тока.
10.02
Трансформатор
61 Решение задач
14.02
62 Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.
16.02
63 Колебательный контур. Получение электромагнитных
17.02
колебаний
64 Принцип радиосвязи и телевидения.
21.02
65 Электромагнитная природа света.
24.02
66 Преломление света. Физический смысл показателя
28.02
преломления
67 Дисперсия света. Цвета тел. Типы оптических спектров 02.03
68 Решение задач
03.03
69 Контрольная работа №4 «Электромагнитное поле». 09.03
4.Строение атома и атомного ядра. (14 часов).
70 Радиоактивность. Модели атомов.
10.03
71 Радиоактивные превращения атомных ядер.
14.03
72 Экспериментальные методы исследования частиц.
16.03
73 Открытие протона и нейтрона
17.03
74 Состав атомного ядра. Ядерные силы.
21.03
75 Энергия связи. Дефект массы.
04.04
76 Решение задач.
06.04

77 Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция Л.р. .№ 6.
Изучение деления ядер урана по фотографии треков.
78 Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии
ядер в электрическую энергию.
79 Атомная энергетика. Биологическое действие радиации.
Закон радиоактивного распада.
80 Лабораторная работа №8 «Изучение треков
заряженных частиц по готовым фотографиям»
81 Термоядерная реакция.
82 Контрольная работа №5 «Строение атома и атомного
ядра».
83 Обобщение темы. Решение задач

84
85
86
87
88
89
90
91
92

07.04
11.04
13.04
14.04
18.04
20.04
21.04

5. Строение и эволюция вселенной
Состав, строение и происхождение Солнечной системы 25.04
Большие планеты Солнечной системы
27.04
Малые тела Солнечной системы
28.04
Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд
04.05
Строение и эволюция Вселенной
05.05
6. Итоговое повторение (5 часов).
Итоговое повторение. Законы взаимодействия и
11.05
движения тел.
Итоговое повторение. Законы взаимодействия и
12.05
движения тел.
Итоговое повторение. Механические колебания и волны. 18.05
Итоговое повторение. Электромагнитное поле.
19.05

В соответствии с календарным годовым графиком МБОУ Волошинская СОШ на 2021-2022
учебный год календарно-тематическое планирование для 9 класса разработано на 92 часа.
Программа будет выполнена путем уплотнения материала.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».