РП Астрономия 11 класс

1.Планируемые результаты изучения учебного предмета «Астрономия».
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен знать/понимать
• смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина,
созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид,
планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика,Вселенная, всемирное и поясное время,
внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое
излучение,Большой Взрыв, черная дыра;
• смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
• смысл физического закона Хаббла;
• основные этапы освоения космического пространства;
• гипотезы происхождения Солнечной системы;
• основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
• размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
Уметь
• приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов
исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения
информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью
космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
• описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных
затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов;
принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с
использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие
равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное
смещение с помощью эффекта Доплера;
• характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства
планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел,
возможные пути эволюции звезд различной массы;
• находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица,
Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе:
Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
• использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на
любую дату и время суток для данного населенного пункта;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания
по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях
СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
2.Содержание курса «Астрономия»
Предмет астрономии
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и
масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и
космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное
излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение
астрономических исследований.
История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет
Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Основы практической астрономии
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы.
Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических

широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат
наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое
движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление
гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический
и сидерический (звездный) периоды обращения планет.
Законы движения небесных тел
Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный
параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных
тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная
планета. Космические лучи. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые
полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты,
их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы,
метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.
Солнце и звезды
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических
исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон
Стефана—Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее
влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Звезды: основные
физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд.
Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма
«спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные
звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды
— маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.
Наша Галактика — Млечный Путь
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро
Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы
(темная материя).
Строение и эволюция Вселенной
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы
современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной.
Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение
расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски
жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе.
Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими
цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем
существовании.
Примерный перечень наблюдений
Наблюдения невооруженным глазом
1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение
их положения с течением времени.
2. Движение Луны и смена ее фаз.

Наблюдения в телескоп
1. Рельеф Луны.
2. Фазы Венеры.
3. Марс.
4. Юпитер и его спутники.
5. Сатурн, его кольца и спутники.
6. Солнечные пятна (на экране).
7. Двойные звезды.
8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).
9. Большая туманность Ориона.
10. Туманность Андромеды.

1

2

2

Практические и
лабораторные

Всего
часов

Теоретические

№ Наименование
разделов

Контрольные

3.Тематическое планирование

Предмет
астрономии

2

Основы
практической
астрономии

5

3

3

Строение
солнечной
системы

2

1

4

Законы движения 5
небесных тел

4

1

5

Природа

7

1

тел 8

1

1

1

Содержание
раздела с
воспитания

воспитательного
учетом рабочей

потенциала
программы

Установление доверительных отношений
между
учителем
и
его
учениками,
способствующих позитивному восприятию
учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на
уроке
информации,
активизации
их
познавательной деятельности
Привлечение
внимания
школьниковк
ценностному аспекту изучаемых науроках
явлений, организация ихработы с получаемой
на урокесоциально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися
своего
мнения
по
ее
поводу,выработки своего к ней отношения
Применение на уроке интерактивных форм
работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную
мотивацию
школьников;
дидактического
театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках;
дискуссий,
которые
дают
учащимся
возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми
Включение в урок игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных
отношений
в
классе,
помогают установлению доброжелательной
атмосферы во время урока
Организация шефства мотивированных и

солнечной
системы

6

Солнце и звезды

6

5

7

Наша Галактика 2
— Млечный Путь

2

8

Строение
эволюция
Вселенной

и 2

1

9

Жизнь и разум во 2
Вселенной

2

ИТОГО:

27

34

эрудированных
учащихся
над
их
неуспевающими одноклассниками, дающего
школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи
Инициирование
и
поддержка
исследовательской деятельности школьников
в рамках реализации ими индивидуальных и
групповых исследовательских проектов, что
даст школьникам возможность приобрести
навык
самостоятельного
решения
теоретической
проблемы,
навык
генерирования и оформления собственных
идей, навык уважительного отношения к
чужими
идеям, оформленным в работах
других исследователей, навык публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки
зрения
Включение в урок игровых процедур,
которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы вовремя урока
Привлечение
внимания
школьников
к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой
на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения
Включение в урок игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных
отношений
в
классе,
помогают установлению доброжелательной
атмосферы во время урока

1

1

5

2

Приложение 1
Календарно-тематическое планирование на 2021-2022 учебный год
Дата
Примечание
№
Тема урока
п/п
план факт
1.Предмет астрономии (2 часа)
1 Введение. Инструктаж по технике безопасности. Предмет 03.09
астрономии
2 Наблюдения — основа астрономии
10.09
2.Основы практической астрономии (6 часов)
3 Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты.
17.09
4 Видимое движение звезд на различных географических 24.09
широтах
5 Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика
01.10
6 Практическая работа. Движение и фазы Луны. Затмения 08.10
Солнца и Луны.
7 Время и календарь.
15.10
8 Контрольная
работа
№1«Практические
основы 22.10
астрономии»
3.Строение солнечной системы (2 часа)
9 Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. 29.10
10 Практическая работа с планом Солнечной системы.
12.11
4.Законы движения небесных тел (5 часов)
11 Развитие представлений о строении мира.
19.11
12 Конфигурации планет. Синодический период. Законы 26.11
движения планет
13 Контрольная работа № 2 «Строение солнечной системы» 03.12
14 Движение искусственных спутников и космических аппаратов 10.12
(КА).
15 Открытие и применение закона всемирного тяготения.
17.12
5.Природа тел Солнечной системы (7 часов)
16 Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее 24.12
происхождение.
17 Земля и Луна - двойная планета.
14.01
18 Две группы планет. Природа планет земной группы
21.01
19 Планеты-гиганты, их спутники и кольца.
28.01
20 Малые тела Солнечной системы
04.02
21 Метеоры, болиды, метеориты.
11.02
22 Контрольная работа № 3«Физическая природа тел 18.02
солнечной системы»
6.Солнце и звезды (6 часов)
23 Солнце: его состав и внутреннее строение
25.02
24 Солнечная активность и её влияние на Землю.
04.03
25 Физическая природа звезд.
11.03
26 Переменные и нестационарные звезды.
18.03
27 Эволюция звезд.
08.04
28 Контрольная работа № 4 «Солнце и звезды»
15.04
7.Наша Галактика — Млечный Путь (2 часа)
29 Наша Галактика. Другие звездные системы – галактики
22.04
30 Космология начала ХХ века.
Основы современной 29.04

космологии.
8.Строение и эволюция Вселенной (2часа)
31 Итоговая контрольная работа «Солнце и Солнечная 06.05
система».
32 Основы современной космологии. «Красное смещение» и 13.05
закон
Хаббла. Эволюция Вселенной.
9.Жизнь и разум во Вселенной (1 час)
33 Урок – конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»
20.05
Календарно-тематическое планирование на 2021-2022 учебный год.
Приложение № 1
В соответствии с календарным годовым графиком МБОУ Волошинская СОШ на 2021-2022 учебный
год календарно-тематическое планирование для 11 класса разработано на 33 часа. Программа будет
выполнена путем уплотнения материала.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».