1.Планируемые результаты изучения учебного предмета «Астрономия». Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен знать/понимать • смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика,Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение,Большой Взрыв, черная дыра; • смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина; • смысл физического закона Хаббла; • основные этапы освоения космического пространства; • гипотезы происхождения Солнечной системы; • основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы; • размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики; Уметь • приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю; • описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера; • характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы; • находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе; • использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта; • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях. 2.Содержание курса «Астрономия» Предмет астрономии Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. Основы практической астрономии Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. Строение Солнечной системы Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы движения небесных тел Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. Природа тел Солнечной системы Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность. Солнце и звезды Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана—Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина. Наша Галактика — Млечный Путь Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя). Строение и эволюция Вселенной Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. Жизнь и разум во Вселенной Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании. Примерный перечень наблюдений Наблюдения невооруженным глазом 1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени. 2. Движение Луны и смена ее фаз. Наблюдения в телескоп 1. Рельеф Луны. 2. Фазы Венеры. 3. Марс. 4. Юпитер и его спутники. 5. Сатурн, его кольца и спутники. 6. Солнечные пятна (на экране). 7. Двойные звезды. 8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады). 9. Большая туманность Ориона. 10. Туманность Андромеды. 1 2 2 Практические и лабораторные Всего часов Теоретические № Наименование разделов Контрольные 3.Тематическое планирование Предмет астрономии 2 Основы практической астрономии 5 3 3 Строение солнечной системы 2 1 4 Законы движения 5 небесных тел 4 1 5 Природа 7 1 тел 8 1 1 1 Содержание раздела с воспитания воспитательного учетом рабочей потенциала программы Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности Привлечение внимания школьниковк ценностному аспекту изучаемых науроках явлений, организация ихработы с получаемой на урокесоциально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,выработки своего к ней отношения Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока Организация шефства мотивированных и солнечной системы 6 Солнце и звезды 6 5 7 Наша Галактика 2 — Млечный Путь 2 8 Строение эволюция Вселенной и 2 1 9 Жизнь и разум во 2 Вселенной 2 ИТОГО: 27 34 эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужими идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы вовремя урока Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока 1 1 5 2 Приложение 1 Календарно-тематическое планирование на 2021-2022 учебный год Дата Примечание № Тема урока п/п план факт 1.Предмет астрономии (2 часа) 1 Введение. Инструктаж по технике безопасности. Предмет 03.09 астрономии 2 Наблюдения — основа астрономии 10.09 2.Основы практической астрономии (6 часов) 3 Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты. 17.09 4 Видимое движение звезд на различных географических 24.09 широтах 5 Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика 01.10 6 Практическая работа. Движение и фазы Луны. Затмения 08.10 Солнца и Луны. 7 Время и календарь. 15.10 8 Контрольная работа №1«Практические основы 22.10 астрономии» 3.Строение солнечной системы (2 часа) 9 Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. 29.10 10 Практическая работа с планом Солнечной системы. 12.11 4.Законы движения небесных тел (5 часов) 11 Развитие представлений о строении мира. 19.11 12 Конфигурации планет. Синодический период. Законы 26.11 движения планет 13 Контрольная работа № 2 «Строение солнечной системы» 03.12 14 Движение искусственных спутников и космических аппаратов 10.12 (КА). 15 Открытие и применение закона всемирного тяготения. 17.12 5.Природа тел Солнечной системы (7 часов) 16 Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее 24.12 происхождение. 17 Земля и Луна - двойная планета. 14.01 18 Две группы планет. Природа планет земной группы 21.01 19 Планеты-гиганты, их спутники и кольца. 28.01 20 Малые тела Солнечной системы 04.02 21 Метеоры, болиды, метеориты. 11.02 22 Контрольная работа № 3«Физическая природа тел 18.02 солнечной системы» 6.Солнце и звезды (6 часов) 23 Солнце: его состав и внутреннее строение 25.02 24 Солнечная активность и её влияние на Землю. 04.03 25 Физическая природа звезд. 11.03 26 Переменные и нестационарные звезды. 18.03 27 Эволюция звезд. 08.04 28 Контрольная работа № 4 «Солнце и звезды» 15.04 7.Наша Галактика — Млечный Путь (2 часа) 29 Наша Галактика. Другие звездные системы – галактики 22.04 30 Космология начала ХХ века. Основы современной 29.04 космологии. 8.Строение и эволюция Вселенной (2часа) 31 Итоговая контрольная работа «Солнце и Солнечная 06.05 система». 32 Основы современной космологии. «Красное смещение» и 13.05 закон Хаббла. Эволюция Вселенной. 9.Жизнь и разум во Вселенной (1 час) 33 Урок – конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» 20.05 Календарно-тематическое планирование на 2021-2022 учебный год. Приложение № 1 В соответствии с календарным годовым графиком МБОУ Волошинская СОШ на 2021-2022 учебный год календарно-тематическое планирование для 11 класса разработано на 33 часа. Программа будет выполнена путем уплотнения материала.