Положение о работе с одарёнными детьми в школе

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о работе с одарёнными детьми (далее – Положение) разработано
в соответствии с:
 Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями от 2 июля 2021 года (ст.77),
 постановлением Правительства РФ от 17.11.2015 № 1239 «Об утверждении Правил
выявления детей, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их
дальнейшего развития» с изменениями от 27.05.2020 года,
 Национальной образовательной инициативой "Наша новая школа" от 04 февраля 2010
Пр-271;
 Федеральным государственным образовательным стандартом об обучении одаренных
детей (пункт
18.3.1 Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от
17.12.2010 № 1897 (извлечения));
 Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утв.
 Президентом РФ 3 апреля 2012 г. N Пр-827;
 комплексом мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и
развития молодых талантов, утв. Правительством РФ от 26.05.2012 г. № 2405п-П8.
 Уставом МБОУ Волошинская СОШ и другими нормативными правовыми актами
Российской
Федерации,
регламентирующими
деятельность
организаций,
осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Данное Положение определяет порядок выявления детей, проявивших выдающиеся
способности, а также порядок сопровождения их дальнейшего развития.
1.3. Настоящее положение ориентировано на развитие интеллектуальных, физических,
художественных, творческих и коммуникативных способностей обучающихся в
образовательной организации.
1.4. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных
результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
1.5. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в
том или ином виде деятельности. Одаренные дети имеют:
 более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности,
восприимчивость к учению, творческие возможности проявления;
 доминирующую активную, насыщенную познавательную потребность;
 испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить три категории одаренных обучающихся в школе:
 дети с высоким уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети
чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);
 дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки
(подростковый возраст);
 обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но
обладающие высокой познавательной активностью, оригинальностью психического
склада, незаурядными умственными резервами (старший школьный возраст).
1.6. Целью работы с одаренными детьми является создание условий для развития
одаренности обучающихся и поддержка одаренных детей, повышение качества их
обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение
условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «педагог –
одаренный обучающийся», «одаренный обучающийся – обучающийся», «одаренный
обучающийся – родитель».
1.7. Для достижения цели ставят следующие задачи:
 Выявление одарённости детей с использованием различной диагностики;
 Использование на уроке дифференциации ((от лат. differentia — различие) —

выделение частного из общей совокупности по некоторым признакам) на основе
индивидуальныхособенностей детей;
 Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления,
инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и
внеурочной деятельности;
 Организация разнообразной внеурочной деятельности;
 Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине
мира, основанных на нравственных ценностях.
1.8. Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах.
1.9. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе осуществляет общее
руководство работой с одаренными детьми.
1.10. Учителя-предметники, классные руководители, руководители кружков и секций
осуществляют сопровождение одаренных обучающихся.
1.11. В работе с детьми в урочное время, имеющими ярко выраженные способности,
оптимальными считаются дифференцированные и индивидуально-личностные технологии,
использование исследовательского и проектного метода.
2. Основные стратегии обучения одаренных детей в школе
2.1. Стратегия ускорения обучения:
 индивидуализация обучения для одаренных обучающихся;
 занятия в другом, более старшем классе (по 1-2 предметам);
 «перепрыгивание» через класс;
 профильные классы, с углубленным изучением отдельных предметов;
 радикальное ускорение образовательной деятельности обучающихся по вузовским
программам;
 поддержка творческой самореализации обучающихся;
 дистанционное обучение.
2.2. Стратегия обогащения обучения в образовательной организации:
 расширение кругозора;
 освоение знаний об окружающем мире;
 самопознание;
 углубление в предметы;
 освоение метазнаний (знаний о знаниях).
3. Принципы работы с одаренными детьми и участники её реализации
3.1. В основу работы с одаренными обучающимися входят следующие принципы:
 принцип расширения образовательного пространства;
 принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
 принцип развивающего обучения;
 принцип опережающего обучения;
 принцип комфортности в любой деятельности;
 принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей
обучающихся;
 принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном
участии педагога;
 принцип свободы выбора обучающимся дополнительных образовательных услуг,
помощи, наставничества;
 принцип добровольности;
 принцип создания ситуации успеха и уверенности.
3.2. Участниками реализации данного Положения являются:
 администрация школы (директор, заместители директора);
 руководители школьных предметных методических объединений;
 учителя-предметники;

классные руководители;
 руководители кружков и секций в рамках сетевого взаимодействия с учреждениями
дополнительного образования детей;
 специалисты службы психолого-педагогического сопровождения;
 библиотекарь;
 родители (законные представители) обучающихся.
3.3. Формы мониторинга работы с одаренными детьми в школе:


Формы
Предметные олимпиады
Общешкольная конференция
Предметные недели
Творческие отчёты учителей из опыта
работы с одарёнными детьми
Внутришкольный контроль
Творческие отчёты кружков и спортивных
секций
Тематические конкурсы, выставки
Интеллектуальные предметные и творческие
конкурсы
Портфолио творческой деятельности
ученика

Периодичность
1 раз в год
1 раз в год
По годовому плану
Методический день
По годовому плану
1 раз в год
По годовому плану
По годовому плану
В течение года

4. Организация и функциональное обеспечение работы с одаренными обучающимися
4.1. Работа с одарёнными обучающимися начинается с 1 сентября текущего года и
заканчивается вместе с окончанием образовательной деятельности в школе.
4.2. Работа с одарёнными детьми ведётся в двух направлениях:
4.2.1. Первое направление – организация и проведение внеклассной работы по программам
творческого развития в определенной области, которая осуществляется как индивидуально,
так и в группе.
Формы работы с одарёнными обучающимися:

выполнение научно-исследовательских и проектных работ;

творческие кружки;

предметные олимпиады;

предметные недели;

детские научно-практические конференции;

конкурсы проектных работ;

соревнования;

турниры;

творческие конкурсы;

фестивали;

выставки;

спартакиады;

праздники;

творческие мастерские;

каникулярные сборы, лагеря и др.
4.2.2. Второе направление – отбор и обучение интеллектуально одарённых детей 5 - 11
классов в урочное время.
Формы работы с одарёнными обучающимися:

выполнение научно-исследовательских и проектных работ;

предметные олимпиады;

предметные недели;

интеллектуальные турниры;

конкурсы проектных работ;

детские научно-практические конференции;

экскурсии и др.
4.3. В функциональные обязанности директора общеобразовательной организации входит:

планирование в годовом плане работы общеобразовательной организации отдельного
раздела по работе с одарёнными детьми и контроль за его выполнением обучающимися;

материальное стимулирование педагогов, осуществляющих работу с одаренными
обучающимися, а также имеющих высокие результаты участия обучающихся в различных
конкурсах.
4.2. Функции заместителей директора по учебно-воспитательной работе:

регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с
реализацией данного положения. (Постоянно)

организация внеклассных занятий по углубленному изучению предметов;

оформление нормативной документации;

сопровождение и разработка образовательных программ;

подготовка отчетов о работе с одарёнными детьми;

организация и проведение педагогических советов, совещаний, семинаров по
проблемам работы с одарёнными детьми;

координация действий учителей, педагогов-психологов, работающих с одарёнными
детьми;

повышение мотивации и компетенций педагогов (оказание методической помощи
педагогам);

помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых
обучающихся;

мониторинг результативности работы системы с одарёнными обучающимися;

сбор общих информационных данных по одарённым детям.
4.3. Функции заместителя директора школы по воспитательной работе:

регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанной с организацией
и проведением внеклассной работы с одарёнными детьми (программы
дополнительного образования, расписание, тематика кружков, секций, т.д.);

подготовка отчётов о работе с одарёнными детьми;

организация и проведение педагогических советов, совещаний, семинаров по
проблемам работы с одарёнными детьми;

координация действий педагогов дополнительного образования, классных
руководителей, работающих с одарёнными детьми;

помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых
детей;

организация, проведение и участие в мероприятиях, на которых раскрываются
художественная и социальная одарённость обучающихся;

сбор общих информационных данных по одарённым детям.
4.4. Функции руководителей школьных методических объединений:
 планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад (ежегодно).
 разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по
предметам (постоянно).
 оформление материалов по работе с одарёнными детьми на стенде
методической работы(диагностики, образцы заданий, результаты олимпиад и
т.д.)
 руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными
детьми.
4.5. Функции учителей-предметников:
 выявление одарённых детей по своим предметам.
 разработка рабочих программ по предметам для работы с одарёнными детьми,
включение заданий повышенной сложности, творческого, научно

Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4258

исследовательского уровней.
 организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
 подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям
школьного и районного уровня.
 отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для
предъявления на общешкольной ежегодной конференции.
 оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого
отчёта для предъявления на педсовете.
 консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития
способностей их детей по предмету.
4.6. Функции классных руководителей:
 выявление детей с общей одарённостью.
 планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации
одарёнными детьми класса своих способностей.

оформление сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя
данные диагностик психологов, учителей-предметников, руководителей кружков,
секций, родителей, своих наблюдений;

планирование воспитательной работы в классе с учетом реализации одарёнными
детьми класса своих способностей;

подготовка отчётов о работе с одарёнными обучающимися;

взаимосвязь с руководителями секций, кружков и др. дополнительного образования.
4.7. Функции руководителей кружков и секций:

выявление одарённых обучающихся;

организация творческих отчётов детей;

предоставление необходимой информации классным руководителям;

консультирование родителей;

подготовка отчётов о работе с одарёнными детьми (в произвольной форме).
4.8. Функции педагога-психолога:

психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная);

индивидуальные и групповые занятия с обучающимися;

индивидуальные и групповые консультации для обучающихся;

работа с родителями (выступления на родительских собраниях, консультации);

работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа);

подготовка отчётов о работе с одарёнными обучающимися.
4.9. Функции родителей (законных представителей):

раннее выявление одаренности ребенка;

создание комфортных, эмоциональных условий для развития способностей ребенка;

определение социального запроса школы;

сотрудничество в работе с одаренными детьми с участниками образовательной
деятельности.
5. Организация занятия для одарённых детей
5.1. Индивидуальные занятия для одаренных детей вводятся для расширения возможностей
обучающихся в определении и развитии индивидуальных особенностей и интересов в
образовательной деятельности.
5.2. Главная задача индивидуальных занятий с одаренными детьми — способствовать
ориентации педагогической деятельности на развитие индивидуальных творческих
способностей обучающихся.
5.3. Индивидуальные занятия не являются обязательными.
5.4. Индивидуальные занятия могут быть организованы как по образовательным
компонентам инвариантной части учебного плана, так и по предметам, выбираемым в

качестве дополнительного образования или специализации, углубления базового
компонента образования.
5.5. В данном случае учителю, проводящему индивидуальные занятия, может быть
назначено денежное поощрение из фонда стимулирования школы.
5.6. Использование дистанционных форм обучения (заочных предметных школах) и
поощрения одаренности обучающихся (конкурсы, олимпиады и др.).
Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4258

6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение о работе с одаренными детьми является локальным
нормативным актом, утверждается (либо вводится в действие) приказом директора
общеобразовательной организации.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
6.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 6.1. настоящего Положения.
6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».