Аннотация к адаптированной рабочей программе предмета «Физическая культура» для 5 – 9 классов Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897) (ред.11.12.2020) 3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, включённая в Реестр примерных основных общеобразовательных программ (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованиюпротокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020) 4. Письмо Минпросвещения России от 27.08.2021 № АБ-1362/07 «Об организации основного общего образования обучающихся с ОВЗ в 2021/22 учебном году» 5. Примерная программа воспитания, включённая в Реестр примерных основных общеобразовательных программ (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20) 6. Программа развития воспитания в Ростовской области на период до 2025 года (Утверждена приказом Минобразования Ростовской области от 10.06.2021 г №546) 7. Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (Утверждена на заседании Коллегии Министерства просвещения РФ 24 декабря 2018г №ПК-1вн) 8.АООП ООО МБОУ Волошинская СОШ (Утверждена приказом №87 от 22.06.2021г) 9. Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (Утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 23 декабря 2020 г. №766 с изменениями от 13.03.2021г) 10. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) МБОУ Волошинская СОШ (Приказ №79 от 07.06.21 г) УМК: Программы общеобразовательных учреждений: «Физическая культура» 5-7 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / под общ.ред. М. Я. Виленского – 11-е изд. – М: Просвещение, 2021г «Физическая культура». Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И.Ляха. 5-7 классы: пособие для учителей ОУ /– М.: Просвещение, 2021г Программы общеобразовательных учреждений: «Физическая культура». 8-9 классы: Учебник для общеобразовательных организаций / В. И. Лях. — М. 7-е издание: «Просвещение», 2019г. Физическая культура. Методические рекомендации. 8—9 классы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В. И. Лях. — М.: Просвещение, 2021г. Физическая культура. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников М. Я. Виленского, В. И. Ля ха. 5—9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. И. Лях. — 9(е изд. — М.: Просвещение, 2021. Место в учебном плане Для реализации рабочей программы предмета «Физическая культура» в учебном плане школы отведено: в 5 классе — 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю; в 6 классе — 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю; в 7 классе — 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю; в 8 классе — 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю; в 9 классе — 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю Адаптированная рабочая программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья адаптирована для обучающихся с задержкой психического развития (АООП ООО обучающихся с ОВЗ); разработана с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию по учебному предмету « Физическая культура» Адаптированная рабочая программа обучающихся с ОВЗ предполагает, что учащийся с задержкой психического развития (ЗПР) получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся по программе ООП ООО и рекомендуется обучающимся, у которых отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, а также устойчивые признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут быть признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам, а также типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Одним из важнейших условий включения обучающегося с ЗПР в среду сверстников без ограничений здоровья является устойчивость форм адаптивного поведения. У данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство чтения, письма, арифметических навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а так же выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие освоению программы в полном объеме. Общий подход к оценке знаний и умений, составляющих предметные результаты освоения АООП ООО, предлагается в целом сохранить в его традиционном виде. При этом, обучающийся с ЗПР имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах, что может потребовать внесения изменений в их процедуру в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ЗПР и связанными с ними объективными трудностями. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация на ступени основного общего образования должна проводится с учетом возможных специфических трудностей ребенка с ЗПР. Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП ООО, характерны следующие специфические образовательные потребности: - обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.); -гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий; - упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; -организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, -умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); - наглядно-действенный характер содержания образования; -обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно; - постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; - специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; - использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; - стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним; - специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения; - специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого; - специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации; - специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных. Исходя из специфических образовательных потребностей обучающихся с ЗПР цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР: -обеспечение выполнения требований АООП ООО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Задачи, решаемые при реализации рабочей программы образовательный процесс учебного предмета «Физическая культура» в основной школе направлен на решение следующих задач: •формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР; •достижение планируемых результатов освоения адаптированной программы, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья; •становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития; •создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; •обеспечение доступности получения качественного основного общего образования; •обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования; •выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований; •использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; •предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.